Не раз мы говорили и продолжаем говорить на нашем
сайте о том, что у нас здесь представлено множество незаслуженно забытых исполнителей.
Иногда, впрочем, мы обращаемся и к другой, более счастливой, так сказать, группе
великих музыкантов: заслуженно незабытых. К ней относится не всеми из нас одинаково
любимый Артуро Тосканини. Я тоже не всегда принимаю его трактовки. Многие из
них мне кажутся спрямленными, упрощенными, как грохот великолепно начищенных (этого
не отнимешь!) солдатских сапог на Красной, допустим, площади. Есть
немало и других, которые я считаю хорошими, а порой и великолепными. Нью-Йоркский
радиоконцерт 1938 года, на мой взгляд, очень интересен. Тосканини предстает здесь
не в самом типичном для себя репертуаре. Надеюсь, нам всем предстоит интенсивное
и увлекательное обсуждение этого концерта.
Совершенно
изумительная запись Бруно Вальтера, которая мне ранее не встречалась. Из
произведенийКорелли Вальтер записывал только этот
концерт, зато целых четыре раза. Предлагаемая запись – первая.
Первая запись
Второй симфонии Брамса из нескольких, осуществленных Стоковским. Не могу удержаться и помещаю по
горячим следам еще один исполнительский шедевр великого дирижера, как произведение
звукозаписи, пожалуй, превосходящий Четвертую симфонию Брамса, выставленную в
предыдущем посте. Здесь, на мой слух, звукоинженерам удалось в несколько
большей степени передать особую мягкую полноту звучания Филадельфийского
оркестра, характерную для него при Стоковском. Недаром этот оркестр, в годы
работы с ним гениального музыканта, считался, по свидетельству Рахманинова,
лучшим в мире.
Довольно редкая запись Святослава Рихтера и Германа Абендрота. Очень поучительная,
на мой взгляд. Рихтер, по свидетельству его друга Юрия Борисова, мечтал
уничтожить все свои записи, за исключением очень немногих, которые считал
удавшимися. Не знаю, уничтожил ли бы он эту. В любом случае
наше дело здесь – не уничтожать, а сохранять, вспоминать и сопоставлять.
На фотографиях: Святослав Рихтер (курит один), Герман Абендрот (справа, курит с чешским дирижером Карелом Анчерлом).
Представляю еще одну участницу спонтанно
начавшегося турнира Четвертых симфоний Брамса. Ей, на мой взгляд, свойственна
особая, тайная красота, которая открывается слушателю не сразу (мне открылась
только при третьем прослушивании). Красота тонкая, нежная, приглушенная. Возможно,
это не совсем Брамс, композитор все-таки высокодраматический, даже трагический.
Но это изумительный Стоковский! На фотографии: Стоковский в студии звукозаписи.
Перед Вами, уважаемые дамы и господа, редчайшая радиотрансляция от 1944 года - "Борис Годунов", исполняемый в Театре Колон, под управлением Альберта Вольфа. Вот такая экзотика, порою, случалась на оперных площадках мира. По мне, так запись очень хорошая в плане исполнения (в плане звука - терпимо).
Записи Ефрема Цимбалиста, - одного из знаменитейших
учеников знаменитейшего Леопольда Ауэра, - в достойном сопровождении. Материал из серии «Великие, но, слава Богу, не
забытые».
На фотографиях слева направо - Ефрем Цимбалист, Сергей Кусевицкий со своим учеником Леонардом Бернстайном, Гарри Кауфман.
Две записи
великой симфонии Шостаковича, между которыми почти двадцать лет. Очень
поучительно их сравнивать. Запись 1939 года – первая из осуществленных на
Западе: всего через полтора года после того как Симфония была впервые исполнена
в СССР.
Закончив с чужими ссылками, начинаю восстанавливать свои - конца краю этой работе не видно...