Меню сайта

Search



RARITETCLASSIC.COM © 2009-2020

Rare classical music

Суббота, 21.12.2024, 17:15
Это Вы: Гость | Группа "Гости" | RSS
 
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Модератор форума: skass2007  
О хорошем струнном квартете
skass2007Дата: Воскресенье, 05.07.2009, 16:35 | Сообщение # 1
Администратор
Группа: Administrator
Сообщений: 64
Статус: Offline
Хочу, уважаемые дамы и господа, открыть на нашем форуме еще одну, важную и интересную для меня тему. Как Вы думаете, существует или существовал когда-либо на белом свете по-настоящему хороший струнный квартет или иной камерный ансамбль с небольшим составом исполнителей – то есть ансамбль, который не просто умел бы более или менее сносно или даже относительно хорошо исполнить музыкальное произведение, а был бы в художественном отношении сопоставим с лучшими солистами-инструменталистами, певцами или дирижерами, такими как Фуртвенглер, Рахманинов, Фридман, Хейфец, Изаи, Пятигорский, Казальс, Фишер-Дискау, Кэтлин Феррьер (имена взяты навскидку)? Я много лет пытаюсь найти такой ансамбль, прежде всего, конечно, струнный квартет, но безуспешно. Такое впечатление, что его нет в природе и никогда не было. Я даже, кажется, нашел этому объяснение, но буду его держать при себе, пока есть надежда, что я ошибаюсь. Буду благодарен каждому человеку, который поделится своим опытом и так или иначе позволит какие-то аспекты этой проблемы прояснить и уточнить. А я тем временем продолжу предлагать для анализа и сравнения все новые и новые образцы вышеозначенного жанра...
 
ПавелДата: Воскресенье, 05.07.2009, 17:14 | Сообщение # 2
Администратор
Группа: Administrator
Сообщений: 28
Статус: Offline
Хм... А вы думаете, что есть ОБЩИЙ идеал? Каждый человек - индивид. Так вот у этого индивида есть ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ вкусы и взгляды. Например, для Васи хорошим и лучшим дирижером является Бернстайн, а для Коли - Кемпе. Каждый создает свой идеал. Фуртвенглер может кому-то касаться посредственным, в то время как Караян будет выше всяких похвал.

Сие крайне индивидуально.


Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему... Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.
 
skass2007Дата: Воскресенье, 05.07.2009, 17:39 | Сообщение # 3
Администратор
Группа: Administrator
Сообщений: 64
Статус: Offline
Да я бы рад был, если бы считал идеалом, скажем, квартет Ленера, а кто-то другой - Буша. Тут не о чем было бы говорить. Но дело в том, что я НИ ОДНОГО не могу найти абсолютного квартета, а солиста или дирижера - могу, и далеко не одного, пусть для Васи они и будут совершенно другими. Я и хочу, чтобы Вася или Коля меня научили, вразумили и убедили. Или не научили, не вразумили, не убедили, а утвердили в моем пессимистическом взгляде на этот предмет. Поделились СВОИМ взглядом...
 
skass2007Дата: Четверг, 09.07.2009, 01:30 | Сообщение # 4
Администратор
Группа: Administrator
Сообщений: 64
Статус: Offline
Делиться взглядом никто не хочет, но это и неважно. Я, кажется, сам понял, в чем тут дело, почему нет и не может быть гениального квартета или какого иного ансамбля из n человек: подлинно гениальной может быть только одна единственная, уникальная личность; четыре, три, пять, шесть, сколько угодно личностей ни при каких обстоятельствах не могут сложиться в гениальное целое, даже если каждая из них сама по себе гениальна, - как, например, Хиндемит или Казальс. Им настоятельно необходима внешняя объединяющая сила, какою для большого оркестра является дирижер, без которого любой самый замечательный оркестр останется аморфной массой. Именно поэтому прекратил свое существование Персимфанс, в составе которого было много выдающихся музыкантов, но они, как ни бились, по-видимому, не смогли создать чего-то художественно значимого. Впрочем, надо бы еще на всякий случай послушать их записи... Если у кого-то они есть, поделитесь, пожалуйста!
Так что найден выход из положения: квартетам надо придать гениального дирижера - и дело сделано. Наконец мы услышим бессмертную музыку в ее подлинном, то есть абсолютном звучании. Осталось только уговорить квартеты, ну и гениального дирижера найти. Точнее, дирижеров. Много гениальных дирижеров. Правда, по последним данным разведки, не на всех дорогах нынче они валяются... Похоже, тема закрыта?
 
GtnДата: Воскресенье, 19.07.2009, 16:32 | Сообщение # 5
Пользователь
Группа: Проверенные
Сообщений: 16
Статус: Offline
Ну, вот я наоборот, почти всеми квартетами доволен, которые выполняют необходимый музыкантский минимум - грамотной и осмысленной игры, понимания стиля и меры. Если это полифонично в лучшем смысле, то и хорошо. Думаю можно согласиться с тем, что в квартете как таковая "интерпретация" имеет неколько иной характер. Квартет так и остается в какой-то мере "беседой"и этим хорош. Дирижирование и оттачивание звукового баланса и единой для всех "идеи" будет в какой-то мере лукавством и выходом за рамки стиля. Нечто подобное создается в ансамблевой игре совсем другими методами - взаимной чуткостью и сотворчеством равноправных личностей.
Квартеты хороши даже не "полным согласием", а именно диалектической внутренней напряженностью тонких разногласий.


Skipe - petergtn
 
skass2007Дата: Понедельник, 20.07.2009, 02:12 | Сообщение # 6
Администратор
Группа: Administrator
Сообщений: 64
Статус: Offline
Этот "необходимый музыкантский минимум" у Вас, уважаемый Gtn, подозрительно похож на максимум: "грамотная и осмысленная игра, понимание стиля и меры", "полифонично в лучшем смысле" - если бы мне встретился в реальной действительности квартет, выполняющий подобный "минимум", я был бы полностью удовлетворен. А если к такому минимуму добавить еще "взаимную чуткость и сотворчество равноправных личностей" и "диалектическую внутреннюю напряженность тонких разногласий" (или они тоже там, в минимуме, так что и добавлять нечего?), то получается прямо-таки устрашающий образ абсолютного ансамблевого совершенства, мягко говоря, несколько далекий от реальности...

Не совсем понимаю я и противопоставление камерного ансамбля большому оркестру. Скажем, струнная группа в симфоническом оркестре разве не есть тот же самый струнный квартет, только лучше приспособленный для музицирования в больших концертных залах (об этом, кстати, убедительно пишет Фуртвенглер в одной из статей, помещенных на нашем сайте)? Не случайно ведь в таких залах многие квартеты, - например, Бетховенские – не так уж и редко исполняются в переложении для струнного оркестра под управлением, естественно, дирижера, который выстраивает звуковой баланс между разными инструментальными группами точно так же, как он это делал бы и применительно к четырем инструментам в квартете. Принципиальной разницы, на мой взгляд, здесь нет. Сами музыканты этого добиться не могут, потому что заняты своими партиями и даже не слышат, как их ансамбль звучит в целом. Настоящая полифония – это не просто совместное звучание голосов, но их сочетание и взаимодействие в некоем высшем художественном единстве, которого способна добиться только сильная художественная воля стоящей вне и над участниками ансамбля личности...

Другое дело, что ироническая идея придать каждому камерному ансамблю дирижера, которую я высказал на этом форуме ранее, совершенно утопична и в принципе нереализуема, поэтому мы должны смириться с тем, что по-настоящему хорошего струнного (и не только струнного, а и любого другого) камерного ансамбля мы никогда не услышим, несмотря на огромное множество гениальных произведений, для этих ансамблей написанных...

 
ПавелДата: Вторник, 08.09.2009, 00:01 | Сообщение # 7
Администратор
Группа: Administrator
Сообщений: 28
Статус: Offline
Вот Вы мне лучше скажите, почему некоторые люди, например я, не любят камерную музыку?!

Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему... Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.
 
nibelung0095Дата: Вторник, 08.09.2009, 00:25 | Сообщение # 8
Группа: Удаленные





Молод ещё, зелен. Это пройдёт. biggrin
 
skass2007Дата: Вторник, 08.09.2009, 00:31 | Сообщение # 9
Администратор
Группа: Administrator
Сообщений: 64
Статус: Offline
Это, Павел, Вы мне лучше скажите, почему Вы не любите камерную музыку. Может быть, Вы ее недостаточно хорошо знаете? Или, как раз в резонанс высказанным мною ранее соображениям, Вы интуитивно чувствуете, что даже в лучших исполнительских версиях ей недостает того самого высшего художественного единства, которое в симфонической музыке обеспечивает дирижер?
 
ПавелДата: Вторник, 08.09.2009, 00:55 | Сообщение # 10
Администратор
Группа: Administrator
Сообщений: 28
Статус: Offline
Сергей Евгеньевич, ну Вас! biggrin

Сергей Юрьевич, наверное, так и есть. Я не вижу там, видимо, той эмоциональной глубины, которую оркестру обеспечивает дирижер. Я ценю превыше всего в искусстве - надрыв. Искусство без надрыва, без эмоций, которые могут захлёстывать - это не искусство (в моём понимании). Точнее, искусство, но выраженное не в полной мере. Вот почему я уважаю и ценю творчество Баха, Брукнера, Бетховена, Шуберта, Брейгеля, Босха, Цветаеву... Также для меня важна философская сторона в этом вопросе.

И мне кажется, что камерный ансамбль не может обеспечить хотя бы средствами 4 инструментов тот надрыв, который мне нужен. Вот, например, возьмем квартет "девушка и смерть". Когда я слышу 2 часть, то я сразу у себя в голове проигрываю её как бы полным составом оркестра. Т.е. я его просто сознательно ДОПИСЫВАЮ, пользуясь мелодикой и ритмом, который задает камерный состав.

Может быть, я каким-то образом просто не могу воспринимать "мелкие" формы, НО куда же тогда деть мою любовь к ф-но?!


Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему... Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.
 
skass2007Дата: Вторник, 08.09.2009, 01:42 | Сообщение # 11
Администратор
Группа: Administrator
Сообщений: 64
Статус: Offline
Павел, одной частью своего высказывания Вы как бы подтверждаете мою высказанную ранее мысль о том, что камерному ансамблю необходима высшая художественная воля артиста, стоящего вне и над исполнителями, а в другой части просто требуете усилить мощь звучания, после чего, видимо, камерная музыка сразу Вас полностью удовлетворит?

Кстати, квартет - это самая что ни на есть крупная форма. Малый же состав исполнителей призван просто обеспечить такую силу звучания, которая адекватна небольшому помещению, где и должна исполняться камерная музыка (потому она и называется камерной, от ит. camera, комната). Поверьте, если Вы будете слушать струнный квартет в комнате, звучание будет очень мощным и Вам не потребуется ничего "дописывать". А симфонический оркестр в комнате быстро превратит Вас в Бетховена...

Так что, повторяю, дадим каждому квартету по хорошему дирижеру - и он извлечет из гениальной квартетной музыки такую красоту и такие смыслы, о которых бедные четвертованные исполнители и слушатели с разрезанным на четыре части слухом не подозревают. Тогда Вам и в голову не придет дописывать что-то после Шуберта и Бетховена...

 
ПавелДата: Вторник, 08.09.2009, 01:57 | Сообщение # 12
Администратор
Группа: Administrator
Сообщений: 28
Статус: Offline
Дай квартету дирижера, он его через небольшой промежуток времени превратит в оркестр! Такие они, дирижеры...

А какой Вам из квартетов наиболее импонирует (имею в виду название)?!


Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему... Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.
 
skass2007Дата: Вторник, 08.09.2009, 03:41 | Сообщение # 13
Администратор
Группа: Administrator
Сообщений: 64
Статус: Offline
Я люблю многие квартеты, но больше других, наверное, es-moll'ный квартет Чайковского...
 
nibelung0095Дата: Вторник, 08.09.2009, 18:28 | Сообщение # 14
Группа: Удаленные





Для меня записи камерной музыки абсолютно самоценны и равновелики оркестровым. Есть совершенно потрясающие записи! Например, Бетховен с Будапештцами. Возьмите Опус 59 No1 в записи Будапештского квартета 1959г.:http://files.mail.ru/P7IH7K
Но вообще камерная музыка живёт как бы в другом измерении. Средствами камерной музыки изображаются совершенно другие настроения, чем в симфонической, там совершенно другое мироощущение. Она воспринимается другими участками мозга и вообще она как бы составляет тонкий астральный слой...
 
ПавелДата: Вторник, 08.09.2009, 19:11 | Сообщение # 15
Администратор
Группа: Administrator
Сообщений: 28
Статус: Offline
Скачаю, послушаю, а потом уже отвечу.

Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему... Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.
 
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:

www.raritetclassic.com © 2024

Яндекс.Метрика