Victor de Sabata conducts Verdi: Messa da Requiem (1954)
24.05.2014, 22:51
Виктор де Сабата
(итал. Victor de Sabata; 10 апреля 1892, Триест — 11 декабря 1967,
Санта-Маргерита-Лигуре) — итальянский дирижёр и композитор.
Виктор де Сабата родился в семье хормейстера, обучался в Миланской консерватории
у Микеле Саладино (контрапункт и фуга) и Джакомо Орефиче (композиция), а также
играл на фортепиано и скрипке. В 1910 он окончил консерваторию, представив в
качестве дипломной работы по композиции Сюиту для оркестра. В ближайшие
несколько лет Сабата активно занимался композиторской деятельностью, завоевав
успех у публики, в частности, оперой «Скала» (Il macigno; 1917) и
симфонической поэмой «Ювентус», которая исполнялась такими известными
дирижёрами, как Артуро Тосканини и Рихард Штраус. Дирижёрская карьера Сабаты
началась в 1918 году в Италии, затем продолжилась в оперном театре Монте-Карло,
где под его управлением прошла премьера оперы Равеля «Дитя и волшебство» и
первое исполнение на французской сцене «Ласточки» Пуччини. В феврале 1930
Сабата дебютировал в театре «Ла Скала» с оперой Пуччини «Девушка с Запада», а
уже в декабре того же года с огромным успехом исполнил там же «Тристана и
Изольду» Вагнера. Вплоть до начала Второй мировой войны Сабата работал почти
исключительно в Италии, однако в 1937 и 1939 вместе с труппой Ла Скала
гастролировал в Третьем Рейхе (Берлин, Мюнхен, Байрейт). После войны Сабата
возобновил широкую гастрольную деятельность, в частности, в 1946 впервые
выступив в Лондоне. В конце 1940-х — начале 1950-х дирижёр работал с
оркестрами Берлина, Вены, Чикаго, Нью-Йорка, Филадельфии, Бостона, но в 1953
из-за ухудшившегося здоровья вынужден был оставить дирижёрский пост. С 1953
Сабата был артистическим консультантом в «Ла Скала», и лишь дважды вновь встал за
дирижёрский пульт — в 1954
году, для записи «Реквиема» Верди, и в 1957 году, на похоронах
Тосканини.
Сабата — выдающийся представитель
итальянской дирижёрской школы, по стилю приближающийся к Тосканини. В его
репертуаре, простиравшемся от Моцарта до Стравинского, особое место занимала
музыка Вагнера, Р. Штрауса, Дебюсси, Равеля, Сибелиуса, Пуччини, а также
современных ему итальянских композиторов, таких как Умберто Джордано, Итало
Монтемецци, Отторино Респиги, Эрнано Вольф-Феррари, Винченцо Томмазини. Среди
записей, сделанных дирижёром, выделяется «Тоска» Пуччини с Марией Каллас,
Джузеппе ди Стефано и Тито Гобби в главных партиях и «Реквием» Верди с Элизабет Шварцкопф, Оралией
Домингес, Джузеппе ди Стефано и Чезаре Сьепи.
Об Элизабет
Шварцкопф см. например http://raritetclassic.com/publ/17-1-0-26
Oralia Dominguez
(born 25 October 1925) is a Mexican
operatic mezzo-soprano who has performed at many of the world's leading opera
houses.
She was born in the city of San Luis Potosí in
northern Mexico and studied at the National Conservatory of Music where she
made the acquaintance of the composer Carlos Chavez who championed her career.
She made her professional stage debut at the Mexico City Opera in 1950.
In 1951 she sang the role of Amneris in Aida
for the first time at the Palacio de Bellas Artes in Mexico City with Maria
Callas, Mario del Monaco and Giuseppe Taddei under the direction of Italian
conductor Oliviero De Fabritiis. A recording of this performance has circulated
since that time and is still regarded as one of the most exciting performances
of this very popular opera on record.
She made her European debut in 1953 at
London's Wigmore Hall. In the same year she first appeared at La Scala, Milan,
in Adriana Lecouvreur, and performed with the company in Verdi's Requiem at the
Lucerne Festival. She recorded the Requiem the following year under the
direction of Victor de Sabata. In 1954, she appeared throughout Europe with
such conductors as Tullio Serafin, Igor Markevitch, Paul Kletzki and Herbert von
Karajan. In 1955, she made her debut at the Royal Opera House Covent Garden
singing the role of Madame Sosostris in the world premiere of Michael Tippett's
The Midsummer Marriage. Also in England, she appeared at Glyndebourne in the
late 1950s as Isabella in L'italiana in Algeri and Mistress Quickly in
Falstaff, and at Covent Garden in the latter role in 1967-8.
She performed the role of Erda in von
Karajan's recording of Wagner's Ring with the Berlin Philharmonic. Her other
recordings include Aida, La Gioconda, Il tabarro, Verdi's Requiem,
Rossini's Petite messe solennelle, De Falla's El amor brujo and a
recital of arias made early in her career by Deutsche Gramophon which has been
reissued.
Джузеппе ди Стефано (итал. Giuseppe
Di Stefano, 24 июля 1921 — 3 марта 2008) —
выдающийся итальянский тенор, выступавший вместе с Марией Каллас.
Джузеппе ди Стефано родился в деревне Мотта
Сант'Анастазия, близ Катании в Сицилии в семье сапожника и его жены портнихи.
Своё образование он получил в иезуитской семинарии и в юности даже собирался
стать священником.
После прохождения службы в итальянской армии
состоялся его дебют в опере Жюля Массне «Манон», а спустя год он дебютировала с
этой же оперой в театре Ла Скала. Лирический тенор ди Стефано был быстро оценён
мировой публикой и в дальнейшем он добился наивысшего успеха и признания в
Метрополитен Опера в Нью-Йорке. Его американский дебют состоялся в 1948 году в
опере Джузеппе Верди «Риголетто». В Великобритании он дебютировал в 1957 году
на Эдинбургской фестивале в качестве Неморино в опере «Любовный напиток», а в
1961 году он впервые выступил в Королевском театре Ковент-Гарден в роли Марио
Каварадосси в опере «Тоска».
На протяжении всей карьеры зрители восхищались
его прекрасной дикцией, уникальным тембром и бархатным мягким пением. Из-за
более тяжёлых ролей, не подходивших для его лирического тенора, которые
Джузеппе ди Стефано стал брать в 1950-х годах, его голос стал ухудшаться, из-за чего в
1960-х чуть не завершилась его карьера.
Его сотрудничество с Марией Каллас началось в
1953 году с записи совместного альбома популярных итальянских опер. В
последующие годы они часто выступали вместе, а также приняли участие в записях
опер «Лючия ди Ламмермур», «Пуритане», «Тоска», «Паяцы», «Риголетто»,
«Травиата», «Трубадур», «Богема», «Бал-маскарад» и «Манон Леско». В 1973 году
ди Стефано сопровождал Каллас во время её прощального турне, которое неожиданно
прервалось спустя год из-за проблем с голосом у обоих исполнителей.
За годы своей карьера ди Стефано был удостоен
премии «Золотой Орфей», престижной итальянской музыкальной премии. Последний
раз в качестве оперного певца он выступил в 1992 году в опере Джакомо Пуччини
«Турандот», где пел в роли старого императора.
В ноябре 2004 года ди Стефано с женой
собирались покинуть свою виллу на курорте Диане Бич, недалеко от Момбасы в
Кении, когда на них напали неизвестные и жестоко избили певца. Ди Стефано в
течение нескольких недель не приходил в себя, и перенёс при этом две операции.
В декабре 2007 года его доставили в одну из клиник Милана, где он впал в кому,
из которой так и не вышёл. Он был перевезён в свой дом в городок
Санта-Мария-Ое, близ Милана, где 3 марта 2008 года скончался в возрасте 86 лет.
(По материалам
Википедии)
Чезаре Сьепи (итал. Cesare Siepi, р. 1923) - итальянский
певец (бас). Дебютировал в 1941 (Венеция, партия Спарафучиле в
"Риголетто"). В 1943 эмигрировал в Швейцарию, как участник
Сопротивления. Снова на сцене с 1945. С успехом пел партию Захарии в Венеции
(1945), Ла Скала (1946). Исполнил партию Мефистофеля в одноимённой опере Бойто
под управлением Тосканини на спектакле, посвящённом памяти композитора (1948).
В 1950-74 был солистом Метрополитен Опера (дебют в партии Филиппа II). Среди
лучших партий певца Дон Жуан. Эту партию он неоднократно исполнял на
Зальцбургском фестивале (1953-56), в том числе под управлением Фуртвенглера
(эта постановка снята на киноплёнку). Выступал в Ковент Гардене в 1950 и
1962-73. В 1959 исполнил партию Мефистофеля на фестивале "Арена ди
Верона". Выступал на этом фестивале также в 1980 в партии Рамфиса в
"Аиде". В 1978 в последний раз выступил в Ла Скала (Фиеско в опере
"Симон Бокканегра" Верди).
Среди партий также Борис Годунов, Фигаро в
"Свадьбе Фигаро", Гурнеманц в "Парсифале" и другие. В 1985
исполнял в Парме партию Роже в "Иерусалиме" Верди (вторая редакция
оперы "Ломбардцы в первом крестовом походе"). В 1994 пел Оровеза в
концертном исполнении "Нормы" в Вене. Среди записей партии
Мефистофеля в опере Бойто (дирижёр Серафин, Decca), Филиппа II (дирижёр
Молинари-Праделли, Foyer), Дон Жуана (дирижёр Митропулос, Sony). Один из
ведущих итальянских певцов середины XX века.
Е. Цодоков
(Источник:
http://www.belcanto.ru/siepi.html)
G. Verdi.
Messa da Requiem:
1. Requiem.
Requiem and Kyrie eleison (chorus, soloists)
2. Dies irae.
Dies irae
Tuba mirum, Mors stupebit (chorus, bass)
Liber scriptus
(mezzo-soprano, chorus)
Quid sum miser
(soprano, mezzo-soprano, tenor)
Rex tremendae majestatis (soloists, chorus)
Recordare
(soprano, mezzo-soprano)
Ingemisco (tenor)
Confutatis (bass,
chorus)
Lacrimosa
(soloists, chorus)
3. Offertory
(soloists).
Domine Jesu Christe
Hostias et preces
4. Sanctus (double
chorus).
5. Agnus Dei
(soprano, mezzo-soprano, chorus).
6. Lux aeterna
(mezzo-soprano, tenor, bass).
7. Libera me
(soprano, chorus).
Libera me
Dies irae
Requiem aeternam
Libera me
Elisabeth
Schwarzkopf, soprano
Oralia Dominguez, mezzo-soprano
Giuseppe di Stefano, tenor
Cesare Siepi, bass
Chorus and orchestra of Teatro alla Scala
Conductor: Victor de Sabata
Rec. 18-22, 25-27 June 1954 (Studio recording
for HMV, Teatro alla Scala, Milan)