Bruno Walter plays and conducts Mozart - Piano Concerto No. 20 in D Minor K. 466: two different recordings
31.05.2014, 01:52
Бруно Вальтер/Bruno Walter (псевдоним;
настоящие имя и фамилия Бруно Вальтер Шлезингер, Schlesinger) (1876-1962) -
немецкий дирижёр и музыкальный писатель. Учился в консерватории Штерна в
Берлине. Дебютировал в 1894 году в оперном театре Кёльна. В 1894-96 годах
работал в Гамбурге, затем в других театрах. В 1901-12 годах выступал в Венской
опере по приглашению Малера. Поставил во Франкфурте-на-Майне оперу Шрекера
"Игрушка и принцесса" (1913).
В 1913 году Вальтер стал преемником Мотля на
посту руководителя Мюнхенской оперы. В этот период осуществил постановки опер
"Виоланта" Корнгольда (1916), "Палестрина" Пфицнера (1917)
и других. С 1925 главный дирижёр городской оперы Берлина; в 1929-33 дирижёр
оркестра Гевандхауза в Лейпциге. В 1924-31 годах часто выступал в Ковент
Гардене (где исполнял преимущественно немецкий репертуар). В 1933 году
эмигрировал из Германии.
В 1936-38 дирижёр Венской государственной
оперы. В 1939 Бруно Вальтер эмигрировал в США, приняв в 1946 году американское
гражданство. В 1941-57 годах (с перерывами) в Метрополитен Опера (в первом
сезоне дебютировал в "Фиделио" и "Дон Жуане"). В 1946
осуществил турне по Европе, в 1947 выступил на Эдинбургском фестивале.
Неоднократно бывал в России (в период с 1913 по 1927). Был в числе основателей
Зальцбургского фестиваля.
Бруно Вальтер - один из наиболее выдающихся
дирижёров XX века. Представитель школы Малера. Первый исполнитель его
"Песни о земле" (1911) и 9-й симфонии (1912). Блестящий интерпретатор
сочинений Моцарта, Бетховена, Верди, Брукнера и других. В 1934 впервые исполнил
Рапсодию на тему Паганини Рахманинова. Автор ряда музыкальных (2 симфонии и др.
сочинения) и литературных сочинений (среди которых книги о Моцарте, Малере;
"Theme und Variationen", 1961, в русском переводе "Тема с
вариациями", Москва, 1969). Среди записей "Дон Жуан" (солисты
Пинца, Ретберг, Д. Борджиоли, Melodram).
Творчество Бруно Вальтера составляет одну из
ярчайших страниц в истории музыкального исполнительства. В течение почти семи
десятилетий он стоял за дирижерским пультом в крупнейших оперных театрах и
концертных залах всего мира, и слава его не померкла до конца дней.
Бруно Вальтер — один из самых замечательных
представителей плеяды немецких дирижеров, выдвинувшихся в начале нашего
столетия. Он родился в Берлине, в простой семье и рано проявил способности,
заставившие увидеть в нем будущего артиста. Обучаясь в консерватории, он
одновременно овладевал двумя специальностями — пианистической и композиторской.
Однако, как это нередко бывает, он избрал в результате третий путь, став в
конце концов дирижером. Этому способствовало увлечение симфоническими
концертами, в которых ему довелось слышать выступления Ханса Бюлова — одного из
выдающихся дирижеров и пианистов прошлого века.
Когда Вальтеру исполнилось семнадцать лет, он
уже закончил консерваторию и занял свой первый официальный пост
пианиста-концертмейстера в Кельнском оперном театре, а через год здесь же
состоялся его дирижерский дебют. Вскоре Вальтер переехал в Гамбург, где начал
работать под руководством Густава Малера, оказавшего на молодого артиста
огромное влияние. По существу, Малер явился создателем целой школы дирижеров, в
которой Вальтеру по праву принадлежит одно из первых мест. Два года,
проведенных в Гамбурге, молодой музыкант овладевал секретами профессионального
мастерства; он расширил свой репертуар и превратился постепенно в заметную
фигуру на музыкальном горизонте. Затем в течение нескольких лет он дирижировал
в театрах Братиславы, Риги, Берлина, Вены (1901—1911). Здесь судьба опять свела
его с Малером.
В 1913—1922 годах Вальтер был
«генеральмузикдиректором» в Мюнхене, руководил моцартовскими и вагнеровскими
фестивалями, в 1925 году возглавил Берлинскую государственную оперу, а спустя
четыре года — и лейпцигский «Гевандхауз». Это были годы начала расцвета
концертной деятельности дирижера, завоевавшего всеевропейское признание. В тот
период он неоднократно бывал и в нашей стране, где его гастроли проходили с
неизменным успехом. В России, а затем в Советском Союзе у Вальтера было очень
много друзей среди музыкантов. Примечательно, что он был первым исполнителем за
рубежом Первой симфонии Дмитрия Шостаковича. Тогда же артист участвует в
Зальцбургских фестивалях и ежегодно дирижирует в «Ковент-Пардене».
К началу тридцатых годов Бруно Вальтер был уже
на вершине своей карьеры. Но с наступлением гитлеризма знаменитый дирижер
вынужден был бежать из Германии сначала в Вену (1936), затем во Францию (1938)
и, наконец, в США. Здесь он дирижировал в театре «Метрополитен-опера», выступал
с лучшими оркестрами. Лишь после войны концертные и театральные залы Европы
вновь увидели Вальтера. Его искусство за это время не утратило своей силы. Как
и в молодые годы, он восхищал слушателей и широтой своих концепций, и
мужественной силой, и пылкостью темперамента. Таким он и остался в памяти всех,
кто слышал дирижера.
Последние концерты Вальтера состоялись в Вене,
незадолго до смерти артиста. Под его управлением прозвучали Неоконченная
симфония Шуберта и Четвертая Малера.
Репертуар Бруно Вальтера был очень велик.
Центральное место в нем занимали сочинения немецких и австрийских
композиторов-классиков. Собственно говоря, можно с полным основанием
утверждать, что программы Вальтера отражали собой всю историю немецкого
симфонизма — от Моцарта и Бетховена до Брукнера и Малера. И именно здесь, равно
как и в операх, с наибольшей силой развернулся талант дирижера. Но вместе с тем
ему были подвластны и небольшие пьесы, и произведения современных авторов. Из
любой настоящей музыки он умел высекать огонь жизни и подлинную красоту.
Значительная часть репертуара Бруно Вальтера
сохранилась в записи на пластинках. Многие из них не только доносят до нас
неувядаемую силу его искусства, но и позволяют слушателю проникать в его
творческую лабораторию. Последнее относится к записям репетиций Бруно Вальтера,
слушая которые невольно воссоздаешь в своем сознании благородный и
величественный облик этого выдающегося мастера.
(Материал
подготовлен на основе книги "Современные дирижеры", Москва 1969,
Издательство "Советский композитор".)
Источник: Belcanto.Ru
W.-A. MOZART.
Concerto No. 20 in
D Minor for Piano and Orchestra, K. 466 (cadenzas by C. Reinicke)
I. Allegro
II. Romanza
III.Allegro assai
I. Vienna Philharmonic
Orchestra
Bruno Walter, Piano
and Conductor
Rec. May 7, 1937;
Musikvereinssaal, Vienna
II. The NBC Symphony
Orchestra
Bruno Walter, Piano
and Conductor
Rec. March 11, 1939;
Studio 8-H, New York (live broadcast)