Paul Hindemith als Bratschist: das Hindemith-Trio spielt Werke von Beethoven und Hindemith
22.05.2014, 22:49
Трио Пауля Хиндемита (слева направо: Эмануэль Фейерман, Шимон Гольдберг, Пауль Хиндемит) исполняет произведения
Бетховена и Хиндемита.
Сведения об исполнителях:
Шимон Гольдберг
(1.06.1909, Влоцлавек, Польша - 19.07.1993, Ояма, Япония) - выдающийся польский
и американский скрипач и дирижер. Начал учиться играть на скрипке в Варшаве,
быстро обнаружив незаурядные музыкальные способности. В 1917 г. восьмилетний
Гольдберг отправляется в Берлин , где берет уроки у знаменитого
австро-немецкого скрипача Карла Флеша.
Дебютныйконцерт Гольдберга состоялся в Варшаве в 1921 году: двенадцатилетний
мальчик с огромным успехом исполнил Первый концерт Паганини. После второго
концерта Гольдберга, состоявшегося в 1924 г. в Берлине, юного скрипача
приглашают в Дрезденскую филармонию в качестве концертмейстера симфонического
оркестра. В Дрездене начинающий музыкант оставался с 1925 по 1929 гг. В 1929 г.
он стал концертмейстером Берлинского филармонического оркестра, возглавляемого
Вильгельмом Фуртвенглером. Однако после прихода к власти в Германии нацистов
Шимон Гольдберг, будучи евреем, вынужден был из оркестра уйти, несмотря на все
попытки Фуртвенглера защитить его и других евреев, игравших в его оркестре.
Покинув вскоре Германию, Гольдберг несколько
лет разъезжал с концертами по еще свободной от нацистов Европе. В 1938 г. он
впервые приехал в Америку. Во время 2-й мировой войны Гольдберг, совершавший
концертную поездку по странам Азии, был интернирован японцами на острове Ява и
вынужденно оставался там с 1942 по 1945 гг. Несколько позже скрипач переехал в
США и в 1953 г. получил американское гражданство.
С 1951 по 1965 гг. Гольдберг преподавал в
Аспенской Школе музыки и параллельно начал работать как дирижер. В 1955 г. он
организовал в Амстердаме Нидерландский камерный оркестр, которым руководил в
течение 22-х лет. С 1977 по 1979 гг. музыкант был главным дирижером английского
оркестра Manchester Camerata.
В 1980-е годы Шимон Гольдберг много преподавал
в различных американских учебных заведениях:
Иельском университете, Джульярдской музыкальной
школе и Манхеттенской школе музыки в Нью-Йорке, Кертис-институте в Филадельфии.
В 1990 году престарелый артист уехал в Японию, где ему предложили возглавить
Новый Японский филармонический оркестр. В Японии музыкант оставался до самой
своей смерти в 1993 г.
Пауль Хиндемит
(16.11.1895, Ханау, - 28.12.1963, Франкфурт-на-Майне), немецкий композитор,
музыкальный теоретик, дирижер, скрипач и альтист. С 13 лет работал в оркестрах.
Одновременно учился в консерватории Франкфурта-на-Майне (классы композиции и
скрипки). В 1915 - 23 гг. концертмейстер оперного театра там же. в 1921-29
альтист струнного квартета Л. Амара - П. Хиндемита, в 1927-37 профессор Высшей
музыкальной школы в Берлине. Творчество Х. включает оперы, балеты и симфонии,
сочинений камерных жанров, произведений сложнейших форм и простые инструктивные
пьесы для любителей музыки. В своем творчестве Х. утверждал высокие этические
принципы, в течение всей жизни оставался верен идеям христианского гуманизма.
Он был убежденным антифашистом; композитор полагал, что музыкальное искусство
помогает преодолеть отчуждение между странами и нациями. Сложной была эволюция
стиля Х. В ранних произведениях заметно воздействие И. Брамса и М. Регера.
После 1-й мировой войны 1914-18 он испытал влияние современного урбанизма. В
середине 1930-х наметился перелом в его творчестве. Х. стремился возродить
традиции И. С. Баха - Л. Бетховена - А. Брукнера, его музыка стала более
уравновешенной, гармоничной, сдержанной, не утратив при этом динамичности.
Вместе с тем возросло его мастерство как композитора-полифониста.
Произведения Х. 20-х гг. не лишены
эпатирующих, гротесковых черт. Таковы одноактные оперы "Убийца, надежда
женщин" и "Нуш-Нуши" (пост. 1921, Штутгарт), фортепьянная сюита
"1922", серия "Камерных музык" для солистов и камерного
оркестра, струнные квартеты. Зрелость стиля обнаруживают вокальные циклы
"Молодая служанка" на тексты Г. Тракля (1922) и "Житие
Марин" на тексты Р. М. Рильке (1923), концерт для оркестра (1925) и одно
из центральных произведений 20-х гг. опера "Кардильяк" (по мотивам
повести Э. Т. А. Гофмана "Мадемуазель де Скюдери", пост. 1926,
Дрезден; 2-я редакция 1952). Х. активно участвовал в организации фестивалей
современной музыки (с 1921 - в Донауэшингене, Баден-Бадене, Зальцбурге,
Берлине), а также был одним из вдохновителей движения
"гебраухс-музик" (Gebrauchsmusik - "бытовая музыка"),
ставившего своей целью пропаганду новой музыки в любительских кругах. В конце
20-х гг. и начале 30-х гг. Х. создал комическую оперу "Новости дня"
(пост. 1929, Берлин) с элементами социальной критики и сатиры, музыку к
"Поучительной пьесе" Б. Брехта (1929, Баден-Баден), музыкальную игру
"Мы строим город" (1930, Берлин), "Бостонскую симфонию"
(1930), ораторию "Бесконечное" на текст Г. Бенна (1931),
"Филармонический концерт" (1932).
Из-за политических преследований, а также
запрета исполнения оперы "Художник Матис" (была поставлена в 1938,
Цюрих; на материале этой оперы Х. написал одноименную симфонию) Х. эмигрировал
из фашистской Германии, жил в Швейцарии, с 1939 в США, где в 1946 получил
американское гражданство, вел педагогическую работу в университетах и
колледжах, выступал как дирижер. В США были исполнены его крупные сочинения
40-х гг.: "Симфония in Es" (1940), балет с солирующим фортепиано
"Четыре темперамента" (пост. 1946, Нью-Йорк), "Симфонические
метаморфозы тем К. М. Вебера" (1943), симфония "Серена" (1946),
реквием на текст У. Уитмена "Когда перед домом цвела этой весною
сирень" (1946). С 1953 Х. жил в Швейцарии, продолжая интенсивную
деятельность дирижера, выступая на многочисленных музыкальных фестивалях в
Европе и США, пропагандируя свои музыкально-теоретические и эстетические
взгляды в устных выступлениях и печатных трудах. В своем учении о композиции Х.
выступал как защитник тонального принципа, на котором, по его убеждению,
зиждется дальнейшее развитие музыкального искусства. Он создал оперу
"Гармония мира" (пост. 1957, Мюнхен) и одноименную симфонию,
основанную на музыкальном материале этой оперы, "Питсбургскую
симфонию" (1958), оперу "Долгая рождественская трапеза" (по
пьесе Т. Уайлдера, 1961, Мангейм), кантату "Песнь к надежде" по
заказу ЮНЕСКО (1953), концерт для органа и оркестра (1962) и мессу a cappella
(1963). Автор книг "Руководство по композиции" (т. 1-3, 1937-70), "Мир
композитора" (1952) и статей. Лауреат Баховской премии (ФРГ), премии
Сибелиуса. В Швейцарии (г. Блоне) после смерти Х. учрежден "Фонд
Хиндемита" - центр собирания и изучения его наследия.
Соч. в рус. пер.: Монолог П. Хиндемита,
"Советская музыка", 1962, № 3; Мир композитора. [фрагменты из книги],
там же, 1963, № 4, 5; Умирающие воды, там же, 1967, № 5; Иоганн Себастьян Бах.
Обязывающее наследие, там же, 1973, № 11.
Лит.: Беляев В.,
Пауль Хиндемит, Л., 1927; Глебов И. [Асафьев Б. В.], Элементы стиля Хиндемита,
в кн.: Новая музыка, в. 2, Л., 1927; Левая Т. Н., Леонтьева О. Т., Пауль
Хиндемит, М., 1974; Strobel Н., Paul Hindemith, 3 Aufl., Mainz, 1948; Briner
A., Paul Hindemith, Z. - Mainz, 1971.
О. Т. Леонтьева. (Большая
Советская Энциклопедия)
Эмануэль
Фейерман (22 XI 1902, Коломыя, Галиция, ныне Украина - 25 V 1942, Нью-Йорк) - австр. виолончелист. Навыки игры
на виолончели получил под руководством отца. В 1909 переехал с семьей в Вену,
где занимался у А. Вальтера. С 1913 давал концерты. В 1917 учился у Ю. Кленгеля
в Лейпциге. С 1918 преподавал в Кельнской консерватории, играл в квартете Б.
Эльдеринга, был концертмейстером виолончельной группы в «Гюрцених-оркестре». В
1923 возвратился в Вену. В 1929-33 профессор Высшей школы музыки в Берлине. В
1933 покинул Германию, затем жил в Вене, в 1937-38 - в Цюрихе, в 1938
эмигрировал в США. С 1941 профессор Муз. института Кертис в Филадельфии.
Ф. - исполнитель-виртуоз. Расширил
представление о возможностях виолончели, свободно используя верхние,
«скрипичные» регистры инструмента. Его игра покоряла искренностью, глубиной,
чувством стиля, редкой красотой звука. В репертуаре Ф. сочинения классиков, а
также произв. совр. композиторов - П. Хиндемита, А. Шенберга, Э. Блоха. Ф.
выступал во мн. странах Европы, в США. Один из первых зарубежных исполнителей,
гастролировавших в СССР. Помимо сольных концертов (играл с крупнейшими
дирижерами Б. Вальтером, А. Тосканини, Ю. Орманди, Л. Стоковским), Ф. выступал
в камерных концертах: участник смычкового «Трио Хиндемита» (вместе с Ш.
Гольдбергом и П. Хиндемитом), фп. трио (вместе с А. Шнабелем и Б. Губерманом, с
Арт. Рубинштейном и Я. Хейфецем).
Лит. соч.: Studentsmustbetaughttousetheirbrainsandearstofindtrueintentofgreatcomposers, «MusicalAmerica», 1940, No
10.
Лит:
Бугославский С., [О концертах Фейермана], «Жизнь искусства», 1925, No 11; Исламей Р., Гарбузова и Э. Фейерман, там же,
1925, No 12; Концерты, филармония, там же,
1929, No 2; Гинзбург Л. С., История
виолончельного искусства, кн. 4, М., 1978, с. 256-61. Ю. В. Крейнина.
(Музыкальная энциклопедия в 6 тт., М., 1973-1982)
L. van Beethoven (1770 - 1827). Trio für
Violine, Bratsche und Cello D-dur op. 8, „Serenade":
1. Marcia. Allegro-Adagio [7:13]
2. Minuetto. Allegretto [2:12]
3. Adagio-Scherzo. Allegro molto-Tempo I
[4:32]
4. Allegretto alla Polacca.[3:12]
5. Andante quasi Allegretto-Marcia.Allegro
[8:08]
Paul Hindemith (1895 - 1963). Trio No. 2
für Violine, Bratsche und Cello (komp. 1933)