Вилли Ферреро (итал. Willy Ferrero; 21 мая 1906, Портленд, США ― 23 марта 1954, Рим) ― итальянский дирижёр. Дирижировать начал в раннем детстве, ещё не зная нот и не умея читать. С огромным успехом выступал как вундеркинд во многих городах Европы, в том числе в 1913—1914 гг. в России, где произвёл исключительное впечатление на царскую семью, так что Николай II, как сообщала «Нью-Йорк Таймс», наградил его золотыми часами с жемчугом и бриллиантами. Известный музыкальный критик Вячеслав Каратыгин восторженно отзывался о работе юного дирижёра:
Редко и взрослый бывает таким требовательным руководителем музыкантов, как этот мальчик. Управлял он оркестром уверенно и строго. На лице — сосредоточенность, движения рук точны, изящны и выразительны. А глаза, эти детские глаза, вдруг грозно — да, грозно! — блеснут в сторону оркестранта, допустившего еле уловимую ошибку, а для публики — и вовсе незаметную.
«Восхитительным и загадочным» называл дар Вилли Ферреро известный британский дирижёр Лэндон Роналд.
В то же время выступления Ферреро вызывали ожесточённые споры художественного, психологического, воспитательного характера; в частности, в России среди тех, кто выступал против эксплуатации таланта юного дирижёра и требовал бережного обращения с ним, были музыканты Александр Зилоти, Александр Глазунов, Леопольд Ауэр, психиатр В. М. Бехтерев. Повзрослев, Ферреро поступил в Венскую академию музыки и окончил её в 1924 г., после чего поселился в Милане. Уже сформировавшийся зрелый музыкант, Ферреро выступает как симфонический и оперный дирижёр, в том числе в театре «Ла Скала». В 1936 он впервые посетил с гастролями СССР (Москву, Ленинград и Киев) и был тепло принят публикой. После Второй мировой войны ещё дважды посещал СССР с концертами (1951, 1952). Ферреро обладал яркой творческой индивидуальностью, свободой исполнительского выражения. Репертуар дирижёра был весьма широк и включал в себя произведения различных эпох и стилей ― симфонии Бетховена, Дворжака, Брамса, Чайковского, сочинения Дебюсси, Равеля и других композиторов. Среди записей Ферреро, осуществлённых в разные годы (преимущественно с Оркестром Итальянского радио в Турине и оркестром Национальной академии Санта-Чечилия), — Первая симфония Бетховена, симфонические поэмы «Празднества Рима» Отторино Респиги и «Весёлые проделки Тиля Уленшпигеля» Рихарда Штрауса, «Болеро» Равеля, отдельные оперные номера и интерлюдии (в том числе «Полёт шмеля» Римского-Корсакова и «Кикимора» Анатолия Лядова). Записал также музыку к ряду итальянских и голливудских фильмов, среди которых «Земля дрожит» Лукино Висконти (1948), «Похитители велосипедов» Витторио де Сики (1948) и «Отелло» Орсона Уэллса (1952). Творческое сотрудничество с Лукино Висконти Ферреро продолжал и в театре — в частности, в вызвавшей широкий резонанс в прессе постановке «Ореста» Витторио Альфьери, приуроченной к 200-летию драматурга. В последние годы жизни вёл общественную деятельность, участвовал в Движении сторонников мира, Всемирном Совете Мира. Умер от заболевания сердца. Именем Ферреро названа площадь в римском районе Остия, где он провёл последние годы жизни.
1. Beethoven - Coriolan (rec.: 5.02. 1952)
2. Sibelius - Valse triste (rec.: 27.05.1951)
3. Verdi - Sicilian Vespers (rec.: 24.04.1951)
4. Debussy - Nocturnes (Fetes) (rec.: 29.04.1951)
5. R. Strauss - Don Juan (rec.: 24.04.1951)
USSR State Symphony Orchestra
Conductor: Willy Ferrero |