О С. А.
Кусевицком см. например http://raritetclassic.com/publ/13-1-0-5
Лондонский филармонический оркестр (ЛФО) (англ. London Philharmonic Orchestra) — один из ведущих симфонических оркестров Великобритании. Основной
площадкой оркестра является построенный в 1949 г. Ройял Фестивал Холл; кроме
того, Лондонский филармонический оркестр — основной коллектив Глайндборнского
фестиваля.
Оркестр был основан в 1932 году сэром Томасом Бичемом
и сыграл свой первый концерт 7 октября 1932 года в концертном зале Квинс-холл
(Queen’s Hall) в Лондоне. Среди дирижёров, игравших важную роль в становлении
оркестра, были Малколм Сарджент, Пол Бёрд и Дэвид МакКаллум. В одном из первых
концертов оркестра, в ноябре 1932 года, в качестве солиста участвовал 16-летний
Иегуди Менухин. Исполнением скрипичных концертов Баха и Моцарта тогда
дирижировал Бичем, а концертом Элгара— сам композитор.
В 30-е годы ЛФО был выбран в качестве
исполнителя для международных оперных сезонов в Королевском театре
Ковент-Гарден, художественным руководителем которого был Бичем.
Бичем выступил дирижером на нескольких записях
для лейбла Columbia Records, включая великолепно принятую критиками запись 1939
года второй симфонии Брамса, которая впоследствии была перевыпущена на
грампластинке и компакт-диске.
В 1939 году спонсорская поддержка оркестра
прекратилась, и оркестр стал самоуправляемым, когда участники оркестра сами
принимают решения по организационным вопросам. Во время Второй мировой войны
оркестр особенно активно гастролировал по стране, принося оркестровую музыку
туда, где она ранее была недоступна. Большая часть музыкальных инструментов был
утрачена во время авианалета на Квинс-холл в мае 1941 года. Тогда Би-би-си
выступила с обращением к своим слушателям, после чего оркестр получил
инструменты в качестве подарков от граждан, что позволило ему возобновить
работу.
После войны Бичем еще на 1,5 года вернулся в
ЛФО, но ушел с целью основать новый оркестр, Королевский филармонический. Среди
приглашенных дирижеров этого периода были Виктор де Сабата, Бруно Вальтер,
Серджиу Челибидаке и Вильгельм Фуртвенглер. За сезон 1949/50 ЛФО дал 248
концертов. (Для сравнения, у Лондонского симфонического оркестра их было 103, у
оркестра Филармония и Королевского филармонического— по 32).
После непродолжительного периода,
ознаменованного отсутствием главного дирижера, в 1947 году оркестр принял на
работу голландского дирижера Эдуарда ван Бейнума. В то время иностранным
гражданам разрешалось работать на территории Великобритании не более шести
месяцев в году. В отсутствие ван Бейнума с оркестром работало множество
приглашенных дирижеров, в том числе Жан Мартинон. Плохое здоровье ван Бейнума
вынудило его сложить с себя обязанности главного дирижера оркестра в 1950-м. Тогда директор
ЛФО Томас Расселл пригласил Адриана Боулта стать главным дирижером, после того
как Боулт покинул этот пост в Симфоническом оркестре Би-би-си.
В период между 1949 и 1952 годами оркестр
пережил кризис по причине того, что Расселл, благодаря которому оркестру
удавалось выживать в годы войны, оказался объектом давления в годы холодной
войны из-за своих коммунистических убеждений. Муниципальный совет Лондона
высказал свое сомнение в том, что площадкой оркестра должен стать только что открывшийся
Ройял Фестивал Холл, в итоге оркестру пришлось проголосовать за увольнение
Рассела.
Боулт возглавил турне ЛФО по СССР в 1956 году.
Впоследствии он оставил пост главного дирижера, но его тесное сотрудничество с
оркестром продолжалось. В 1965 году он был назначен президентом ЛФО.
Значительная часть его стереофонических записей для EMI была осуществлена с
ЛФО.
В конце 50-х ЛФО работал с такими дирижерами
как Константин Сильвестри и Йозеф Крипс. Это был период финансового
неблагополучия оркестра, который был вынужден отказаться от обязательств перед своими музыкантами по
отпускным, больничным и пенсионным платежам в пользу сдельной оплаты.
В 1958 году ЛФО назначил своим главным
дирижером Уильяма Стейнберга. Он был замечательным оркестровым педагогом и
многое сделал для поднятия уровня игры музыкантов до прежних высот.
В 1962-м оркестр предпринял свое первое турне
по Индии, Австралии и странам Юго-восточной азии. Дирижерами выступили Сэр Малколм
Сарджент и Джон Притчард. В 1962-м году Притчард был назначен главным дирижером
ЛФО. Он также являлся музыкальным руководителем Глайндборнского фестиваля, и в
1964 году ЛФО стал основным коллективом Глайндборнского фестиваля вместо КФО.
В 1967 году ЛФО назначил своим главным
дирижером Бернарда Хайтинка. Он оставался с оркестром на протяжении двенадцати
лет. Такого продолжительного и плодотворного сотрудничества у оркестра не было
со времен ухода Бичема в 1939-м.
В этот период оркестр давал благотворительные
концерты, в которых участвовали
исполнители, не относящиеся к миру классической музыки, в
том числе Дэнни Кей и Дюк Эллингтон. Среди тех, кто также работал с ЛФО, были Тони Беннетт,
Виктор Борге, Джек Бенни и Джон Дэнкуорт.
В 70-х ЛФО гастролировал по США, Китаю,
Западной Европе. А также повторно по США и России. Приглашенными дирижерами
были Эрих Ляйнсдорф, Карло Мария Джулини и сэр Георг Шолти, ставший в 1979 году
главным дирижером оркестра.
В 1982 году оркестр отметил свой золотой
юбилей. Вышедшая тогда же книга перечисляла множество знаменитых музыкантов,
получивших возможность за прошедшие 50 лет поработать с ЛФО. В дополнение к упомянутым
выше, среди них были дирижеры Даниэль Баренбойм, Леонард Бернстайн, Ойген Йохум, Эрих Клайбер,
Сергей Кусевицкий, Пьер Монтё, Андре Превин и Леопольд Стоковский, другие— солистами: Дженет
Бейкер, Деннис Брейн, Альфред Брендель, Пабло Казальс, Клиффорд Керзон,
Виктория де лос Анхелес, Жаклин дю Пре, Кирстен Флагстад, Беньямино Джильи,
Эмиль Гилельс, Яша Хейфец, Вильгельм Кемпф, Фриц Крейслер, Артуро Бенедетти
Микеланджели, Давид Ойстрах, Лючано Паваротти, Маурицио Поллини, Леонтина
Прайс, Артур Рубинштейн, Элизабет Шуман, Рудольф Серкин, Джоан Сазерленд,
Рихард Таубер и Эва Тернер.
В декабре 2001 года, в качестве специально
приглашённого дирижёра с оркестром впервые работал Владимир Юровский. В 2003
году он стал Главным Приглашённым дирижёром коллектива. Он также дирижировал
оркестром в июне 2007 года на концертах в ознаменование открытия после ремонта
Ройял Фестивал Холла. В сентябре 2007 года, Юровский стал 11-м по счёту Главным
дирижёром ЛФО. В ноябре 2007 года, ЛФО объявил Янника Незе-Сегена своим новым
Главным Приглашенным дирижёром, начиная с сезона 2008—2009.
В настоящее время директором и художественным
руководителем ЛФО является Тимоти Уокер. ЛФО начал выпускать компакт-диски под
собственным лейблом.
Оркестр работает в тесном сотрудничестве с
хором Метро Войсиз (англ. The Metro Voices), также располагающимся в
Лондоне.
Помимо концертов классической музыки, ЛФО
записал несколько саундтреков к кинофильмам (в их числе Лоуренс
Аравийский, Филадельфия, Миссия и кинотрилогия Властелин
колец), а также несколько альбомов музыки к серии компьютерных игр компании
Square Enix Dragon Quest композитора Койти Сугиямы, Симфоническую
поэму: Надежда для Final Fantasy XIIисаундтрек к Xenosaga
Episode I композитора Ясунори Мицуды. Оркестр также можно услышать в
телепостановке 1993 года Порги и Бесс Гершвина, на которой дирижером
выступил Саймон Рэттл, а также на выпущенной в 1989 году компанией EMI звуковой
записи оперы. Иногда оркестр появляется на записях популярной музыки или
метал-музыки, например, Once и Dark Passion Play группы
Nightwish. В середине 90-х ЛФО даже выпустил трибьют-альбом в честь легендарных
рок-групп, таких как Pink Floyd, Led Zeppelin, и The Who с кавер-версиями их
песен. Оркестр также записал значительную часть 4-х дискового издания «Simply
Rock Moods» с кавер-версиями рок-баллад в классическом, при этом современном
стиле, например: «Everybody Hurts» группы REM и «Sailing» Рода Стюарта. Оркестр
можно услышать на альбоме группы Porcupine Tree Fear of a Blank Planet
(2007), он также работает с дуэтом No-Man над их следующим альбомом Schoolyard
Ghosts.