Philippe Gaubert conducts Franck: Symphony in D Minor
10.09.2009, 01:53
Филипп Гобер (фр. Philippe Gaubert;
4 июля 1879, Каор — 8 июля 1941, Париж) — французский флейтист, композитор и
дирижёр.
Его отец, сапожник, любительски играл на
кларнете, а Филипп поначалу занимался на скрипке. В 7 лет он со всей своей
семьей переезжает в Париж. Там Гобер по собственному желанию сменил скрипку на
флейту. Уроки брал у известных преподавателей-флейтистов Жюля Таффанеля и, с
1890 года, у его сына Поля. В 1893 Гобер поступил в Парижскую консерваторию,
где его учитель Поль Таффанель получил место профессора. В 1894 Гобер выиграл
первую премию конкурса флейтистов Парижской консерватории. В консерватории
помимо занятий на флейте серьёзно изучал гармонию и композицию у Рауля Пюньо,
Ксавье Леру и Шарля Ленепвё. Играл первую флейту в Оркестре концертного
общества Парижской консерватории. Одновременно с 1897г. Гобер играл третью флейту
в оркестре Парижской оперы. В 1903 Гобер получил первый приз консерватории за
сочинение фуги, а в 1905г. стал лауреатом Римской премии второй степени.
С 1904 Гобер второй дирижёр Оркестра
концертного общества Парижской консерватории. Во время Первой мировой войны
Гобер был мобилизован и в 1916 принимал участие в сражении под Верденом. В 1919г. Гобер занял сразу
три ключевых поста: место профессора флейты в Парижской консерватории (здесь
его учениками были, в частности Марсель Моиз и Гастон Крюнель), музыкального
руководителя Парижской оперы и главного дирижера Оркестра концертного общества
Парижской консерватории. В 1923 году Гобер закончил свою исполнительскую
деятельность как флейтист. Тем не менее, он преподавал флейту в консерватории
до 1931, а затем там же стал преподавать дирижирование.
В соавторстве с Луи Флёри закончил начатый
Таффанелем учебник игры на флейте (фр. Méthode complète de flûte),
и только в 1923 «Полная школа игры на флейте» Таффанеля-Гобера, работа над
которой шла десятилетиями, наконец, была издана. Генри Маколей Фицгиббон,
рецензируя книгу для американского журнала «The Flutist», оценил ее как
«энциклопедию игры на флейте», отмечая, что «сотрудничество ведущих французских
флейтистов двух поколений придает этой книге исключительную авторитетность».
В качестве дирижера Гобер руководил рядом
важных премьер — в частности, оперы Альбера Русселя «Падмавати» (1923) и его же
балета «Вакх и Ариадна» (1931). В 1939 Гобер оставил место главного дирижера
Парижской оперы. Однако в 1940 вновь стал главным дирижером Парижской оперы. Но
8 июля 1941, спустя несколько дней после премьеры своего балета «Рыцарь и
девушка», он скоропостижно скончался в Париже от апоплексического удара. В 1921
году Гобер стал кавалером, в 1929— офицером, а в 1938 - командором Ордена
Почетного легиона.
Альбер Руссель посвятил Гоберу четвёртую часть
своего цикла «Флейтисты».
Композиторское наследие Филиппа Гобера,
отмеченное влиянием Габриэля Форе и Клода Дебюсси, включает оперы «Фрески» (фр.
Fresques; 1923) и «Наиля» (фр. Naïla; 1927), балет «Кавалер и девушка» (фр.Le Chevalier et la demoiselle; 1941), симфонию,
скрипичный и виолончельный концерты.
Его произведения для флейты часто исполняются,
особенно популярны «Ноктюрн и Аллегро Скерцандо», а также «Фантазия» (1912) для
флейты и фортепиано. Остальные произведения, написанные им для этого
инструмента:
«Греческий дивертисмент» для 2х флейт и фп.
(или арфы)
3 сонаты для фл. и фп.
Сонатина для флейты и фп.
Баллада для флейты и фп.
«Вечер в долине», «Ориенталь» — два эскиза для
флейты и фп.
Романс для флейты и фп.
Сицилиана для флейты и фп.
«На воде» для флейты и фп.
Колыбельная для флейты и фп.
Мадригал для флейты и фп.
«Ясным утром», «Осенний вечер», «Серенада»,
«Романтическая пьеса» для флейты, виолончели и фп.
Тарантелла для флейты, гобоя и фп.
«Soir paën» на слова Самена для флейты, голоса
и фп.
Оркестр концертного общества Парижской
консерватории (фр.Orchestre de la Société des concerts du Conservatoire) — симфонический оркестр при Парижской консерватории, существовавший в
1828—1967
гг.
История оркестра началась с концерта 9 мая
1828 года, длившегося более трёх часов; в ходе концерта, в частности, была
впервые в Париже исполнена Третья симфония Бетховена («Героическая»). На
протяжении полутора столетий оркестр играл значительную роль в музыкальной жизни Франции, однако
в 1960-е гг. пережил кризис, в результате которого был в 1967 г.распущен; преемником
этого оркестра стал основанный в том же году Оркестр Парижа.
Руководители
оркестра:
Франсуа Антуан Абенек (1828—1848)
Нарсис Жирар (1849—1859)
Теофиль Тильман (1860—1863)
Франсуа Жорж Энль (1863—1872)
Эдуар Дельдеве (1872—1885)
Жюль Гарсен (1885—1892)
Поль Таффанель (1892—1901)
Жорж Марти (1901—1908)
Андре Мессаже (1908—1919)
Филипп Гобер (1919—1938)
Шарль Мюнш (1938—1946)
Андре Клюитанс (1946—1960)
César Franck.
Symphony in D
Minor:
1. Lento -
Allegro ma non troppo
2. Allegretto
3. Finale. Allegro non troppo
Orchestre de la Société des Concerts du
Conservatoire