P. I. Tchaikovsky: Piano Concerto No. 1 in B Flat Minor, Op. 23: Two different interpretations - Hambourg-Ronald and Solomon-Harty
15.03.2015, 18:53
Марк Михайлович Гамбург (англ. Mark
Hambourg; 31 мая (12 июня) 1879, Богучар — 26 августа
1960, Кембридж, Великобритания) — английский пианист российского происхождения.
Сын Михаила Гамбурга, старший из братьев Гамбург.
Марк Гамбург учился фортепиано у своего отца и
проявил большую одарённость. Он дебютировал на московской концертной сцене в
возрасте 9 лет, сыграв 20-й фортепианный концерт Моцарта K. 466; после этого
успеха Марк в сопровождении отца отправился в Лондон, где в 1890 г. выступил с
концертом из произведений Баха и Бетховена. Успех этого и последовавших
выступлений, в том числе и финансовый, позволил Михаилу Гамбургу переселиться в
Лондон вместе с Марком и двумя другими сыновьями. В Лондоне Марк Гамбург много
выступал как пианист-вундеркинд. Затем в 1891 г. по рекомендации Игнация Падеревского Марк
был направлен в Вену для обучения у Теодора Лешетицкого; обучение продлилось
три года и завершилось выступлением Гамбурга с Венским филармоническим
оркестром под управлением Ганса Рихтера (исполнялся Первый концерт Шопена).
Лешетицкий был настолько доволен своим учеником, что вернул Гамбургу деньги,
уплаченные им за три года учёбы.
Начиная с 1895 г. Гамбург активно
концертировал: давал гастроли в Австралии, много играл в Лондоне (исполняя,
среди прочего, фортепианный концерт Бузони вместе с оркестром под управлением
автора — этот концерт положил начало дружбе двух музыкантов, Бузони посвятил
Гамбургу Сонатину № 2), сотрудничал с ведущими оркестрами мира, выступал вместе
с такими выдающимися музыкантами, как Йозеф Иоахим, Эжен Изаи, Альфредо Пиатти.
Уже к 1906 г. Гамбург дал свой тысячный концерт, а в 1913 г. — двухтысячный. Он
продолжал выступать до 1955 г., отметив в 1950 г. шестидесятилетие своего
первого лондонского выступления юбилейным концертом из произведений Бетховена и
Шопена в театре Ковент-Гарден.
Марк Гамбург принял британское гражданство в
1896 г., а в 1907 г. женился на Дороти Мьюир-Маккензи, дочери лорда, и таким
образом стал вхож в высший свет британского общества.
Гамбург был одним из первых пианистов, чьё
исполнение было записано: первые записи его игры датированы 1909 г. Среди
ранних записей Гамбурга преобладают произведения Дебюсси, Скрябина,
Рахманинова, Равеля.
Гамбургу принадлежит несколько фортепианных
сочинений, в том числе Вариации на тему Паганини (1902), популярная книга «Как
стать пианистом» (англ. How
to become a pianist; 1922) и две автобиографии: «От
пиано к форте» (англ. From
Piano to Forte; 1931) и «Восьмая октава» (англ. The Eighth Octave;
1951).
Соломон Катнер
(известный как Соломон; англ. Solomon Cutner; 9 августа 1902, Лондон — 22
февраля 1988, там же) — английский пианист.
Обучался игре на фортепиано у Матильды Верн,
ученицы Клары Шуман и уже в раннем возрасте проявил выдающиеся музыкальные
способности. В восемь лет он исполнил Первый фортепианный концерт Чайковского в
Лондоне, заставив говорить о себе как о вундеркинде. Уже в это время его
называли почти исключительно по имени — Соломон.
Соломон продолжил образование в Париже у
Лазара Леви и Марселя Дюпре, но вскоре начал терять интерес к фортепиано. По
совету Генри Вуда он на время прекратил занятия музыкой и вернулся к активной
деятельности лишь в 1924 году. Не потеряв своих исполнительских качеств,
Соломон быстро стал знаменитым в Европе и США, где его первый концерт состоялся
в 1926 году. Критики отмечали в его исполнении высокую виртуозность, романтическую чистоту интерпретации.
В 1939 году Соломон стал первым исполнителем
Фортепианного концерта Артура Блисса на Всемирной ярмарке в Нью-Йорке, во время
войны давал многочисленные концерты, гонорары от которых отчислял в помощь
Антигитлеровской коалиции. По окончании войны пианист ведёт активную концертную
деятельность, делает многочисленные записи. В 1955 году на Эдинбургском
фестивале он выступил в составе фортепианного трио вместе с Зино Франческатти и
Пьером Фурнье. Год спустя исполнительская карьера Соломона оборвалась: после
инсульта он был практически полностью парализован, одним из его последних
незавершённых проектов стала запись всех сонат Бетховена.
Через некоторое время исполнительское
искусство Соломона было почти полностью забыто, и лишь в 1982 году, когда к
80-летию музыканта были выпущены его записи сочинений Шумана, Шопена, Брамса и
других композиторов, вновь оценено по достоинству.
Многие критики считают Соломона одним из
крупнейших пианистов XX века, в игре которого совершенно отсутствовала внешняя
«эффектность», но присутствовала большая гибкость и очень тонкое чувство
мелодии и формы.
О Лэндоне
Роналде см. например
http://raritetclassic.com/load/4-1-0-268
На фотографии Лэндон Роналд и великая австралийская певица
Нелли Мельба.
О Хэмилтоне
Харти см. например
http://raritetclassic.com/load/4-1-0-292
P. I. Tchaikovsky.
Concerto No. 1 for
Piano and Orchestra in B Flat Minor, Op. 23:
1. Allegro non troppo e molto maestoso – Allegro con spirito
2. Andantino semplice – Prestissimo
3. Allegro con fuoco
I. Mark Hambourg, piano
Royal Albert Hall Orchestra
Conductor: Landon Ronald
Rec. 28th September 1926, Kingsway Hall,
London
II. Solomon Cutner, piano
Hallé Orchestra of Manchester
Conductor: Hamilton Harty
Rec. 30th November 1929 and 8th February 1930,
The Central Hall, Westminster, London