«Электра» (нем. Elektra) — опера Рихарда Штрауса в одном действии, либретто Г. фон Гофмансталя по его одноименной трагедии. Сюжет оперы Дворец Агамемнона в Микенах. Служанки обсуждают последние события. Царица Клитемнестра, вместе с любовником Эгистом убившая своего супруга, царя Агамемнона, обрекла на изгнание сына Ореста. Две дочери подвергаются вечным унижениям, особенно — гордая Электра, превратившаяся в злобную, нелюдимую фурию. Служанки презирают её, лишь одна из них выступает в защиту царевны. Ожесточённый спор переходит в драку. Озираясь, подобно зверю, из дворца выходит Электра. Она оплакивает отца, печальную судьбу Агамемнона, с мучительными подробностями вспоминает кровавую сцену убийства. Электра надеется на возвращение Ореста и предвкушает час мщения. Перед её мысленным взором предстаёт упоительная картина — утопающие в собственной крови убийцы. С ненавистью встречает царевна появившуюся сестру. Хрисофемида смирилась со своей унизительной ролью во дворце. Ублажая мать и Эгиста, она надеется на замужество и материнство, уютное семейное счастье. Хрисофемида просит сестру не злить власть имущих, иначе Электре грозит заточение. В злобе Электра прогоняет сестру. В освещённом окне показывается бледное, одутловатое лицо Клитемнестры. Неспокойная совесть лишает царицу сна. В который раз пытается Клитемнестра обильными жертвами умилостивить богов. В кроваво-красном одеянии она возглавляет очередную процессию жертвоприношения. Заметив Электру, царица внезапно останавливается перед своим смертельным врагом. Быть может, дочь посоветует ей путь избавления от ночных кошмаров, средство вымолить прощение. Лицемерно сочувствуя матери, Электра предрекает ей страшную участь: она сама станет жертвой возмездия и падёт от руки сына. Внезапно появляется слуга с известием о смерти Ореста. Задыхаясь от жестокого торжества и ненависти, Клитемнестра разражается диким хохотом и уходит. Вбегает плачущая Хрисофемида и рассказывает о чужестранцах, принесших неоспоримые доказательства гибели брата. Двое слуг тем временем спешно снаряжают в дорогу Эгиста. Выйдя из оцепенения, Электра умоляет сестру помочь ей свершить матереубийство. В ужасе Хрисофемида убегает. Электра мечется по двору, затем бросается рыть землю, где спрятан топор — орудие убийства отца. В дверях показывается незнакомец. Электра гонит чужака, но он, приняв Электру за служанку, расспрашивает её о жизни во дворце. В долгой беседе раскрывается тайна. Прибывший — сам Орест, а известие о его гибели — уловка для того, чтобы неузнанным осуществить план мести. Окаменевшее сердце Электры вновь открывается надежде и нежности. Старый наставник Ореста торопит воспитанника. Со священным топором Орест входит во дворец и убивает мать. Электра в ожидании Эгиста сторожит у дверей. Лестью заманивает она в дом возвратившегося узурпатора, где его настигает справедливая кара. На крики сбегаются все обитатели дворца. Дети Агамемнона исполнили волю Олимпа, отомстив за отца. Безмерное ликование Электры изливается в диком танце. В экстазе она чувствует себя избранницей богов, но внезапно падает замертво.
Действующие лица:
Электра (сопрано) Хрисофемида, её сестра (сопрано) Орест, её брат (баритон) Клитемнестра, царица Микен, их мать (контральто, исполняется также меццо-сопрано) Эгист, её любовник (тенор) Пять девушек-прислужниц, свита Клитемнестры, слуги Ореста
Действие происходит в Древней Греции после окончания Троянской войны (на рубеже XII—XIII вв. до н. э.).
«Электра» — трагедия в духе экспрессионизма, одно из самых сложных и экстремальных по музыкальному языку произведений Штрауса. Многое роднит её с «Саломеей», но сам композитор считал новую оперу более совершенной и стилистически единой. При взвинченности эмоций музыкальный язык приобретает качества, предвосхищающие мелодику А. Шёнберга и А. Берга дерзким нарушением тонально-гармонической системы, необычайным обновлением вокального стиля (преобладает возбуждённая, порывистая декламация), сверхмощным оркестром (ему отведена первостепенная роль, несмотря на преобладание свободного диалога), изощрённой инструментальной полифонией. Отсутствуют традиционные вокальные ансамбли, сольные номера, хоры. Своеобразно трактованная драматургия подчинена законам как музыкального театра (а именно законам вагнеровской музыкальной драмы), так и симфонической поэмы — жанра, занимающего в творчестве Штрауса одно из ведущих мест. Любопытно, что именно в «Электре» Штраус впервые после Р. Вагнера использовал в оперной партитуре такие необычные инструменты как вагнеровская туба и бас-труба.
Joseph Rosenstock (27 January 1895 in Kraków – 17 October 1985 in New York) Joseph Rosenstock was a Polish Jewish conductor. He worked at the State Opera in Wiesbaden before being brought into the Metropolitan Opera in New York to replace Artur Bodanzky in 1928. However, he received such poor critical reviews that he himself resigned after only six performances and Bodanzky was brought back. Returning to Germany, he worked in Mannheim and, from 1933-1936, as conductor of the Berlin Jüdischer Kulturbund. He left this position and moved to Japan to conduct the NHK Symphony Orchestra. There he taught Roh Ogura how to conduct Beethoven's symphonies. In 1948 he returned to New York to work as a conductor with the New York City Opera (NYCO), debuting with Le nozze di Figaro. In 1951 he notably conducted the world premieres of David Tamkin's The Dybbuk. In January 1952 Rosenstock succeeded Laszlo Halász as General Director of the NYCO. He served in that post for four seasons, during which time he continued in Halász's steps of scheduling innovative programs with unusual repertoire mixed in with standard works. He notably staged the world premiere of Aaron Copland's The Tender Land, the New York premiere of William Walton's Troilus and Cressida, and the United States premieres of Gottfried von Einem's The Trial and Béla Bartók's Bluebeard's Castle. Rosenstock was also the first NYCO director to include musical theatre in the company's repertoire with a 1954 production of Jerome Kern and Oscar Hammerstein II's Show Boat. This decision was ridiculed by the Press but Rosenstock felt justified as the production played to a packed house. Meanwhile the company's production of Donizetti's opera Don Pasquale that season only sold 35 percent of the house seats. Rosenstock returned to the Met on 31 January 1961 to conduct Tristan und Isolde and became a regular member of the Met conducting staff until his last performance conducting Die Meistersinger on 13 February 1969. During those eight years he conducted 248 performances at the Metropolitan Opera, including a number of Metropolitan Opera radio broadcast performances.
Leonie Rysanek
Jean Madeira
Hermann Uhde
Ramon Vinay
Inge Borkh
*****************
Richard Strauss Elektra Elektra - Inge Borkh Chrysothemis - Leonie Rysanek Clytemnestra - Jean Madeira Aegisth - Ramon Vinay Orest - Hermann Uhde Ein alter Diener - Edward Ghazal Ein junger Diener - Robert Nagy Die Schlepptragerin - Athena Vicos Die Vertraute - Mary Fercana Der Pfleger des Orest - Norman Scott Die Aufseherin - Thelma Votipka 1. Magd - Mignon Dunn 2. Magd - Mary Mackenzie 3. Magd - Carlotta Ordassy 4. Magd - Margaret Roggero 5. Magd - Teresa Stratas Orchestra and Chorus
of Metropolitan Opera Joseph Rosenstock 1961 ******************* Из собственной коллекции.
|