Меню сайта

Search



RARITETCLASSIC.COM © 2009-2017

Rare classical music

Среда, 22.11.2017, 10:05
Это Вы: Гость | Группа "Гости" | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Аудио » Аудио[ Добавить материал ]

Igor Stravinsky conducts Tchaikovsky: Symphony No. 2 in C Minor op. 17, “Little Russian”
29.04.2013, 00:39


Нью-Йоркский филармонический оркестр (англ. New York Philharmonic) — один из старейших и крупнейших симфонических оркестров США. Образован в 1842 году в Нью-Йорке, США.

 

Оркестр был создан под названием Филармоническое общество независимости и свободы (англ. Philharmonic Society of Independance and Freedom). Его первым президентом стал Юрели Корелли Хилл, он же открыл как дирижёр исполнением Пятой симфонии Бетховена первый концерт оркестра 7 декабря 1842 года; в ходе трёхчасовой программы другими произведениями дирижировали Генри Тимм и Дени Этьенн. На протяжении первых лет существования оркестра им постоянно дирижировали семь разных дирижёров, а сам коллектив был организован как своеобразный кооператив: основные вопросы, включая выбор репертуара и дирижёра на данный концерт, решались голосованием, а доходы делились между оркестрантами в конце сезона. Среди наиболее значительных событий этого периода в истории оркестра — американская премьера Девятой симфонии Бетховена в 1846 г.; это произведение прочно вошло в репертуар Нью-Йоркского филармонического — любопытно, что в 1865 г. Девятая симфония была исполнена в концерте памяти недавно убитого Авраама Линкольна без последней части, поскольку финальная «Ода к радости» была сочтена неуместной в обстоятельствах траура.

 

Заслуга вывода оркестра на более высокий профессиональный уровень принадлежит возглавлявшим его в конце XIX века немецким дирижёрам Теодору Томасу и Антону Зайдлю. К этому времени относится, в частности, первая крупная мировая премьера в исполнении оркестра — симфония Антонина Дворжака «Из Нового света» (16 декабря 1893, Карнеги-Холл, дирижировал Зайдль).

 

Следующей крупной вехой в истории оркестра можно считать 1909 г., когда он обрёл прочную финансовую базу: созданный нью-йоркскими меценатами гарантийный комитет позволил увеличить количество концертов в сезоне с 18 до 54 и пригласить для руководства оркестром мировую знаменитость первой величины — композитора и дирижёра Густава Малера (сменившего русского дирижёра Василия Сафонова).

 

В 1917 г. оркестр осуществил свою первую аудиозапись. Последующее десятилетие прошло под знаком борьбы за популяризацию оркестра и академической музыки вообще: был открыт особый цикл концертов с недорогими билетами, в 1924 г. началась специальная программа молодёжных концертов, с 1920 г. дирижёр и композитор Генри Хэдли был приглашён для обогащения репертуара произведениями американских композиторов.

 

В 1928 г. оркестр был объединён с другим крупным коллективом — оркестром Нью-Йоркского симфонического общества; объединённый оркестр возглавил один из крупнейших дирижёров мира Артуро Тосканини. В этом же году начались концерты Нью-Йоркского филармонического оркестра в радиотрансляции, продолжавшиеся на протяжении 38 лет. На рубеже 1950-60-х гг., уже под руководством Леонарда Бернстайна, оркестр приступил и к систематическим телевизионным концертам. Бернстайн также инициировал значительное усиление творческих связей оркестра с современными композиторами, увенчавшееся в 1971 г. приглашением возглавить оркестр одному из лидеров мирового музыкального авангарда Пьеру Булезу.

 

Руководители оркестра:

 

1842—1849 Юрели Корелли Хилл

1849—1854 Теодор Эйсфельд

1854—1855 Теодор Эйсфельд и Генри Тимм

1855—1856 Карл Бергман

1856—1858 Теодор Эйсфельд

1858—1859 Карл Бергман

1859—1865 Карл Бергман и Теодор Эйсфельд

1865—1876 Карл Бергман

1876—1877 Леопольд Дамрош

1877—1878 Теодор Томас

1878—1879 Адольф Нойендорф

1879—1891 Теодор Томас

1891—1898 Антон Зайдль

1898—1902 Эмиль Паур

1902—1903 Вальтер Дамрош

1906—1909 Василий Сафонов

1909—1911 Густав Малер

1911—1923 Йозеф Странский

1922—1930 Виллем Менгельберг

1928—1936 Артуро Тосканини

1936—1941 Джон Барбиролли

1943—1947 Артур Родзинский

1947—1949 Бруно Вальтер

1949—1950 Леопольд Стоковский

1949—1958 Димитрис Митропулос

1958—1969 Леонард Бернстайн

1969—1970 Джордж Селл

1971—1977 Пьер Булез

1978—1991 Зубин Мета

1991—2002 Курт Мазур

с 2002 г. Лорин Маазель

 

 


Игорь Фёдорович Стравинский (5 (17) июня 1882, Ораниенбаум (ныне г. Ломоносов) — 6 апреля 1971, Нью-Йорк; похоронен в Венеции на кладбище Сан-Микеле) — русский композитор, дирижёр и пианист, один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX века.

 

Стравинский родился в 1882 году на Швейцарской улице в Ораниенбауме на даче, которую снимал его отец — русский певец-бас, солист Мариинского театра Фёдор Стравинский. Род Стравинских происходит из Волыни (Украина). С девяти лет начал частным образом брать уроки фортепиано, в восемнадцать лет по настоянию родителей поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, одновременно приступив к самостоятельному изучению музыкально-теоретических дисциплин. С 1904 по 1906 годы (по другим сведениям с 1902 по 1908) Стравинский брал частные уроки у Н. А. Римского-Корсакова, который предложил композитору занятия два раза в неделю, параллельно с его уроками с В. П. Калафати. Это была единственная композиторская школа Стравинского, благодаря которой он овладел в совершенстве композиторской профессией.

 

Под руководством Римского-Корсакова были написаны первые сочинения — скерцо и соната для фортепиано, сюита для голоса с оркестром «Фавн и пастушка», Симфония Es-dur, «Фейерверк» для оркестра. На премьере последнего присутствовал Сергей Дягилев, высоко оценивший талант молодого композитора. Через некоторое время Дягилев предложил ему создать балет для постановки в «Русских сезонах» в Париже. В течение трёх лет сотрудничества с труппой Дягилева Стравинский написал три балета, принесших ему мировую известность — «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913). В эти годы Стравинский периодически ездит из России в Париж и обратно, а в 1914 году, перед самым началом Первой мировой войны едет в Швейцарию, где и остаётся на ближайшие четыре года. Среди сочинений этого времени — оперы «Соловей» (по сказке Андерсена, 1914) и «История солдата» («Сказка о беглом солдате и чёрте, читаемая, играемая и танцуемая»; 1918). Этим же временем датируется сближение Стравинского с французской Шестёркой и эксцентричным авангардным композитором Эриком Сати, ядовитый характер и музыка которого вызывали неизменное восхищение «князя Игоря». Некоторые произведения Сати (в особенности, балет «Парад» (1917) и симфоническая драма «Сократ» (1918)) оставили заметный след в творчестве Стравинского.

 

«Поскольку Шестёрка чувствовала себя свободной от своей доктрины и была исполнена восторженного почитания к тем, против кого выставляла себя в качестве эстетического противника, то и никакой группы она не составляла. „Весна священная" произросла мощным деревом, оттесняя наш кустарник, и мы собирались было признать себя побеждёнными, как вдруг Стравинский вскоре сам присоединился к нашему кругу приёмов и необъяснимым образом в его произведениях даже чувствовалось влияние Эрика Сати» (Жан Кокто, «К юбилейному концерту Шестёрки в 1953 году»).

 

После окончания войны Стравинский принимает решение не возвращаться в Россию, и спустя некоторое время переезжает во Францию. В 1919 году композитор по заказу Дягилева пишет балет «Пульчинелла», поставленный год спустя. Стравинский жил во Франции с 1920 по 1940 год. Здесь состоялись премьеры его оперы «Мавра» (1922), «Свадебки» (1923) — итогового произведения русского периода, а также оперы-оратории «Царь Эдип» (1927), знаменовавшей собой начало нового периода в творчестве композитора, который принято называть «неоклассическим».

 

В 1924 году состоялся дебют Стравинского в качестве пианиста: он исполнил собственный концерт для фортепиано и духового оркестра под управлением Сергея Кусевицкого. Как дирижёр Стравинский выступал с 1915 года. В этот период Стравинский создаёт многочисленные произведения в разных жанрах: Симфонию для духовых памяти Дебюсси, сочинения для камерных ансамблей, фортепиано и голоса. 1926 год отмечен первым обращением композитора к духовной музыке — «Отче наш» для хора a capella. В 1928 году появляются новые балеты — «Аполлон Мусагет» и «Поцелуй феи», а два года спустя — знаменитая и грандиозная Симфония псалмов на латинские тексты Ветхого Завета.

 

В начале 1930-х годов Стравинский обращается к жанру концерта — он создаёт Концерт для скрипки с оркестром и Концерт для двух фортепиано. В 1933—1934 годах по заказу Иды Рубинштейн совместно с Андре Жидом Стравинский пишет мелодраму «Персефона». Тогда же он окончательно решает принять французское гражданство и пишет автобиографическую книгу «Хроника моей жизни».

 

С 1936 года Стравинский периодически посещает с гастролями США, во время которых укрепляются его творческие связи с этой страной. В 1937 году в Метрополитен-опера был поставлен балет «Игра в карты», год спустя — исполнен Концерт «Дамбартон окс», Стравинского приглашают прочитать курс лекций в Гарвардском университете. Наконец, в связи с начавшейся войной, Стравинский решает переехать в США. Композитор поселяется сначала в Сан-Франциско, а затем в Лос-Анджелесе. Произведения этого периода — опера «Похождения повесы» (1951) — ставшая апофеозом неоклассического периода, балеты «Орфей» (1948), Симфония in C (1940) и Симфония в трёх частях (1945), Эбони-концерт для кларнета и джаз ансамбля (1945, посвящён Бенни Гудмену), а также множество других сочинений.

 

С начала 1950-х годов Стравинский начинает использовать в своих сочинениях серийный принцип. Переходом стало сочинение Кантаты на стихи английских анонимов, в которой со всей очевидностью обозначилась тенденция тотальной полифонизации музыки, к которой Стравинский тяготел всегда. Первым серийным сочинением стал Септет (1953). Полностью серийным сочинением, в котором Стравинский совершенно отказался от тональности как таковой, стали Threni (Плач пророка Иеремии; 1958). Произведение, в котором серийный принцип абсолютен, — это «Движения» для фортепиано с оркестром (1959). Итоговое музыкальное произведение серийного периода — Вариации памяти Олдоса Хаксли для оркестра.

 

Апофеозом всего творчества Стравинского является Requiem Canticles («Заупокойные песнопения», Реквием) для контральто и баса соло, хора и оркестра (1966): «… „Заупокойные песнопения" завершили всю мою творческую картину…», «…Реквием в моём возрасте слишком задевает за живое…», «…сочиняю шедевр своих последних лет» — И.Стравинский.

 

Стравинский очень активно гастролировал в Европе и мире как дирижёр и пианист. Осенью 1962 года впервые после долгого перерыва он приезжает с концертами в СССР, где дирижирует в Москве и Ленинграде. Последнее завершённое его произведение — обработка для камерного оркестра двух духовных песен Гуго Вольфа (1968), но он ещё успеет задумать и начать оркестровку четырёх прелюдий и фуг из ХТК И. С. Баха (1968—1970), а также начнёт вынашивать замысел и набросает эскизы фортепианного сольного произведения, которое называл  «инвенции, этюды, соната» (образованная из этих инвенций и этюдов).

 

(По материалам «Википедии»)

 

 

 

P. I. Tchaikovsky.

 

Symphony No. 2 in C Minor op. 17, "Little Russian”

 

1. Andante sostenuto - Allegro vivo

2. Andantino marziale, quasi moderato

3. Scherzo. Allegro molto vivace

4. Finale. Moderato assai

(Партитура прилагается к материалу)

 

New York Philharmonic

 

Conductor: Igor Stravinsky

 

Live recording on 7 January 1940


Категория: Аудио | Добавил: skass2007 | Теги: Tchaikovsky, Stravinsky
Просмотров: 669 | Загрузок: 0 | Комментарии: 5 | Рейтинг: / |
Всего комментариев: 5
Entrance
Логин:
Пароль:
Chat
Categories
Аудио [1178]

www.raritetclassic.com © 2017

Яндекс.Метрика