Вольный стрелок (нем. Der Freischütz) — опера Карла Марии фон Вебера, либретто Иоганна Фридриха Кинда по одноименной новелле И. А. Апеля и Ф. Лауна. Премьера состоялась 18 июня 1821 года в Берлинском драматическом театре, под управлением автора. Далее последовали постановки в Карлсруэ, Лейпциге, Франкфурте-на-Майне (1821), под управлением автора — в Дрездене (1822), затем опера обошла сцены всей Европы. В России она была впервые исполнена в 1823 г. артистами немецкой труппы; на русской сцене (под названием «Волшебный стрелок») — 12 мая 1824 г. в Петербурге под управлением К. Кавоса. С конца 20-х гг. партию Каспара исполнял В. Самойлов, а с 30-х гг. — О. Петров. Оперу часто называют «первой немецкой национальной оперой». Действие первое. Площадь в деревне с мишенью для стрельбы. Крестьянин Килиан лучше всех попадал в цель и получил кличку "стрелкового короля". Крестьяне поздравляют "короля". Общее веселье не разделяет егерь Макс. Он не попал в цель и, мрачный, сидит в стороне. Килиан начинает высмеивать плохого стрелка. К нему присоединяются и крестьяне. Макс долго терпеливо переносит все шутки, но потом не выдерживает и вступает в драку. В эту минуту к толпе подходит лесничий графа Оттокара Куно и останавливает Макса. Куно, считавший Макса прекрасным стрелком, удивляется его несчастью и выражает надежду, что в завтрашнем публичном состязании в стрельбе Макс окажется победителем. Лесничий рассказывает историю этого состязания: лесник одного из предков нынешнего владетельного графа однажды подстрелил оленя, к спине которого крестьянами был привязан вор; и с тех пор, по распоряжению графа, звание лесничего предоставляется лишь тому из кандидатов, кто окажется победителем на состязании в стрельбе. Для Макса завтрашнее состязание имеет огромное значение: если он не попадёт в цель, Куно никогда не выдаст за него свою дочь Агату. Максу кажется, что его преследует судьба, и его тревожит исход предстоящего соревнования. Появляется его товарищ егерь Каспар и злорадно смеётся над ним. Куно успокаивает Макса, советуя ему положиться на провидение. Когда все уходят, Каспар поит Макса вином, старается развлечь его песнями и уговаривает запастись волшебными пулями от призрака-охотника Самиэля. Одну из таких пуль Каспар даёт Максу, и тот расстреливает ею орла. Макс договаривается с Каспаром о встрече в полночь в проклятом месте, называемом "волчьим оврагом". Каспар торжествует: он теперь не сомневается в том, что ему удастся отомстить Агате, от которой он получил отказ. Действие второе. Картина первая Комната в доме лесничего Куно. Агата сидит за шитьём. Её подруга Анхен, стоя на стуле, прибивает к стене портрет какого-то предка, который падает в ту минуту, когда Макс застрелил орла. Агата находится в мрачном настроении, предчувствуя что-то недоброе. Анхен напоминает ей о предстоящей свадьбе, старается развлечь её шутками и затем уходит. Агата наедине предаётся мечтам о Максе, молится за него и, заметив его издали, радостно идёт ему навстречу. Входят Макс и Анхен. Макс заявляет девушкам, что ему удалось застрелить оленя; олень свалился в "волчий овраг" и, несмотря на поздний час, Макс должен отправиться за ним сейчас, чтобы поутру кто-нибудь не унёс его. Девушки тщетно уговаривают Макса не ходить в полночь в проклятое место. Макс не внимает их мольбам и, уверяя, что его влечёт туда судьба, убегает. Картина вторая "Волчий овраг". Каспар в ожидании Макса заключает договор с демоническим охотником Самиэлем, которому он продаёт свою жизнь. Но затем вместо себя предлагает Макса. Призрак загадочно отвечает: "Он или ты". В это время с вершины в овраг спускается Макс, его удерживает тень матери, но Самиэль вызывает призрак Агаты, и Макс после некоторого колебания сходит вниз. Макс принимается за приготовление семи волшебных пуль из материала, доставляемого Каспаром. Их окружают адские видения. При последней, самой роковой пуле, появляется призрак Самиэля, и оба егеря падают полумёртвые от ужаса на землю. Действие третье. Картина первая Комната Агаты. Агата молится. Мрачные предчувствия не покидают её. Она убита печалью. Появляется Анхен и снова старается развлечь её. Мало-помалу это ей удаётся. Анхен рассказывает подруге, как однажды её тётке являлся призрак, оказавшийся цепной собакой. Затем приходят дружки, поздравляющие Агату как невесту Макса. Но и тут не обходится без дурного предзнаменования: дружки вместо свадебного принесли по ошибке могильный венок. Весёлая Анхен не перестаёт шутить, стараясь отвлечь внимание Агаты от этого печального случая. Картина вторая. Глухой лес. Проходят охотники с весёлой песней. Среди них Макс и Каспар. У Макса осталась только одна пуля, и он просит ещё одну у Каспара. Но тот отказывает ему в этом и убивает своей шестой пулей лисицу. Таким образом для предстоящего состязания у Макса остаётся только одна роковая, седьмая пуля. Картина третья. Площадь, на которой должно состояться состязание в стрельбе. Граф Оттокар, владелец лесничества, приказывает Максу выстрелить в белого голубя на лету. В то время как Макс уже начинает прицеливаться, на горе показывается Агата, сопровождаемая старцем-пустынником, и в испуге кричит Максу, чтобы он не стрелял. От этого окрика у Макса дрогнула рука. Он застрелил не голубя, а спрятавшегося за деревом Каспара. Раздаётся злобный хохот Самиэля. Агата падает без чувств; потом она постепенно приходит в себя. Граф Оттокар приходит в ярость от неудачного выстрела и грозит изгнать негодного стрелка из своей страны. За Макса вступается благочестивый старец. Он сообщает графу о коварных проделках Каспара и просит дать Максу на исправление год, а обычай состязания уничтожить навсегда. Граф уступает к великой радости Агаты и Макса, счастливому союзу которых теперь ничто уже не может помешать.
Действующие лица:
Граф Оттокар (баритон) Куно, графский лесничий (бас) Агата, его дочь (сопрано) Анхен, её подруга (сопрано) Каспар, егерь (бас) Макс, егерь (тенор) Пустынник (бас) Килиан (баритон) Самиель, «чёрный охотник» (без пения) крестьяне, охотники, девушки, музыканты, духи и призраки.
Действие происходит в Богемии после Тридцатилетней войны (в 1690 году).
Ernst Prade (1898-1985) Am 12. November 1985 - vor zwanzig Jahren - starb in Gerlingen bei Stuttgart Ernst Prade, der bis Januar 1945 Erster Kapellmeister und Leiter der Abteilung Musik am Reichssender Breslau war. Der in Reichenberg (Sudetenland) gebürtige Prade erhielt ab seinem sechsten Lebensjahr Geigenunterricht; nach dem Besuch der Gewerbeschule mit Chemiker-Fachausbildung studierte er Violine und Dirigieren am Sternschen Konservatorium in Berlin. In seiner Heimatstadt spielte er Kammermusik, war Geigensolist und leitete einen Chor; manchmal dirigierte er die Kapelle Pochmann. Am 1. Mai 1926 wurde er als Geiger zur kleinen Funkkapelle nach Breslau geholt, die er bald auch dirigierte. Auf Wunsch des Intendanten Friedrich Bischoff gründete er 1929 den Funkchor, den er bis 1935 leitete. In jenen Anfangsjahren des Rundfunks wurde experimentiert; alte und neue Musik wurden gesendet, und die Musikprogramme waren weltoffen. Ernst Prade wurde dank seiner Kenntnisse in Physik und Akustik und nach einem Kurs in Berlin 1930 der erste Tonmeister der "Schlesischen Funkstunde”. Ab 1930 dirigierte er mehrmals die Schlesische Philharmonie bei Rundfunk-Sinfoniekonzerten. Im Januar 1934 wurde er (als Sudetendeutscher mit tschechischem Pass bis 1938) als Nachfolger von Professor Dr. Hermann Matzke zum Leiter der Abteilung Musik und zum Ersten Kapellmeister ernannt. Er erhielt den Auftrag, die Funkkapelle (deren Musiker schon 1932 alle Mitglieder der NSDAP waren) zu einem Großen Orchester mit 70 Mitgliedern zu erweitern. Da er jedoch nicht nur Parteigenossen einstellte, war er bald massiven Angriffen aus den Reihen der Partei ausgesetzt. Nun waren Sendungen der großen Musikliteratur möglich. Die schlesischen Komponisten erhielten immer wieder Kompositionsaufträge und erlebten viele Uraufführungen ihrer Werke, so z.B. Hermann Buchal, Johannes Rietz und der von Ernst Prade im Jahre 1934 entdeckte Günter Bialas. Werke des Hauskomponisten Karl Sczuka, der unerschöpflich in seinem musikalischen Einfallsreichtum war, wurden in großer Zahl gesendet, darunter viele Hörspielmusiken; ferner Mundartkantaten mit Texten von Ernst Schenke oder von Hans Christoph Kaergel, die oft selbst die Rezitation übernahmen. Ab Dezember 1935 wurden auch Opern in Direktsendungen in das Programm des Breslauer Senders aufgenommen. Die besten Sänger aus Breslau und von anderen deutschen Bühnen wirkten mit. Entgegen dem strikten Verbot des Reichspropagandaministeriums leitete Ernst Prade auch einige Kirchenkonzerte. Prade erwarb sich als Gastdirigent in Budapest, Riga und Reval hohes Ansehen. Bei den Berliner Philharmonikern dirigierte er 1937 Bach und Bruckner sowie 1944 zwei Werke von Julius Weismann. Am 25. Januar 1945 verließ Intendant Fricke mit einigen leitenden Mitarbeitern und Technikern das Funkhaus. Die Stilllegung des Reichssenders Breslau erfolgte am 26. Januar. Es sollte in Dresden weiter gesendet werden. Ende Februar entschied man in der RRG (Reichs-Rundfunk-Gesellschaft) Berlin, dass Ernst Prade in Leipzig mitarbeiten sollte, die anderen in Berlin und Prag. Am Mitteldeutschen Rundfunk in Leipzig wurde Prade Tonmeister und Zweiter Konzertmeister bis Januar 1948. Danach übersiedelte er nach Gerlingen und arbeitete beim Süddeutschen Rundfunk, später bei der Württembergischen Staatsoper Stuttgart (bis 1967). Ernst Prade erwarb sich besondere Verdienste aufgrund seiner Interpretationen zeitgenössischer Musik, vor allem der schlesischen und auch der sudetendeutschen Musik.
Из всего списка солистов, смог раздобыть биографии только двух:
Kurt Bohme
Ernst Kurz
**********
Carl Maria von Weber Der Freischütz, J 277 Willy Treffner, Max
(tenor)
Ernst Kurz, Kilian (tenor)
Kurt Bohme, Kaspar (bass) Sven Nilsson, Eremit
(bass)
Erich Kunz, Kuno (baritone)
Gerhard Bertermann, Ottokar (baritone)
Kathe Heidersbach, Agathe
(soprano) Maria Madlen Madsen, Annchen (soprano) Chor und Orchester des Reichssenders Breslau Ernst Prade 26.01.1939 (live in Breslau) **********
|