Помню, как в конце 1970-х годов, ещё мальчишкой, мы с отцом часто гуляли по москве. Удивительно, но в то время даже в киосках союзпечати мы умудрялись купить что-то интересное из грамзаписей. Однажды мы купили даже "Летучего голландца" Вагнера с Краусом. Кстати, так же, в киоске досталась нам и "Фра-дьяволо" Обера с Хайкиным. Как давно это было!... Сегодня раритетами становятся не только редкие записи, но и музыка, написанная в советское время, во многом искусственно выброшена за борт истории. И это - тоже сегодня раритеты. Сегодня исполнение опер западно-европейского репертуара на русском языке кажется нонсенсом. А в советское время это была обычная вещь. Да и переводы были замечательные, так как их делали люди, разбирающиеся в музыке. Достаточно сказать, что, к примеру, "Свадьба Фигаро" Моцарта шла в перводе П. И. ЧАЙКОВСКОГО. Записи западного репертуара, конечно, тоже делались на русском языке. Не исключением стал и спектакль "Фра - дьяволо". По реакции зрителей чувствуется, что спектакль был искромётный и живой. Игра актёров и пение было на высочайшем уровне. Причём, певцы второго положения не уступали "первачам". Искусство Лемешева в этом спектакле выше всяких похвал. Послушайте сцену Фра-дьяволо из третьего акта. С каким мастерством проводит её певец! Какие ансамбли! А игра оркестра? ХАйкин не перегружает фактуру, а наоборот, стремится к прозрачности и точности штриха и нюанса. Надеюсь,что эта почти забытая сегодня запись доставит удовольствие любителям оперы.
ФРА-ДЬЯВОЛО, или Гостиница в Террачине (Fra Diavolo, ou L'hotellerie de Terracine) — комическая опера Д. Ф. Э. Обера в 3 д., либретто Э. Скриба. Под именем Фра-Дьяволо (что значит «брат Дьявол») скрывался Микеле Пецца (1771-1806), ставленник неаполитанской королевы Каролины в ее борьбе с республиканцами и войсками Наполеона. Он был казнен французами. Кровавые подвиги Фра-Дьяволо неоднократно служили темой для писателей — в частности, А. Дюма-отец изобразил его в романе «Сан-Феличе». Однако в опере разбойник, контрреволюционер, слуга королевы и католической церкви превращен в фигуру трагикомическую. Несомненно, Скриб использовал некоторые ситуации рассказа американского писателя В. Ирвинга «Гостиница в Террачине» (1826). В опере Фра-Дьяволо — ловкий грабитель, легко меняющий имена и обличья (голова его оценена в десять тысяч пиастров). Под видом маркиза он поселяется в гостинице, где остановилась богатая английская супружеская чета. Фра-Дьяволо собирается ограбить их с помощью своих сообщников. Жандармскому офицеру Лоренцо, приревновавшему невесту Церлину к «маркизу», удается убить разбойника. Существует и другой вариант финала, правда не принадлежащий Оберу: Фра-Дьяволо в последнюю минуту спасается. Достоинство музыки, напевной, яркой, брызжущей весельем, хороший сценарий, благодарные партии — все это обеспечило опере долгую сценическую жизнь. Заглавная партия принадлежит к числу наиболее удачных и выигрышных в мировой оперной литературе. Успех сочинения Обера вызвал появление пародийной оперетты Пуассона «Фра-Дьяволино», поставленной в Париже в 1858 г.
А. Гозенпуд.
Исполнители:
Фра Дьяволо (под именем Маркиза де Сан-Марко) - Сергей Лемешев,
Джакомо - Георгий Панков,
Беппо - Юрий Филин,
Лорд Кокбурн/Кокбург - Павел Воловов,
Леди Памела - Елена Грибова,
Лоренцо - Андрей Соколов,
Церлина - Нина Гусельникова,
Маттео - Валентин Горбунов,
Франческо - Н. Росляков,
Крестьянин - Иван Хапов,
Служанка - Е. Гаврюшова,
Священник - Ю. Каменщиков.
Хор и оркестр Государственного академического Большого театра СССР.
Дирижёр – Борис Хайкин. 1955г.
|