Arturo Toscanini - Beethoven "Missa solemnis"
(Recorded 1953)
Lois Marshall, Nan Merriman, Eugene Conley, Jerome Hines, Robert Shaw Chorale/Robert Shaw, NBC Symphony Orchestra По тексту А Кенигсберг: В 1819 году Бетховен начал сочинять Торжественную мессу ко дню посвящения в сан архиепископа эрцгерцога Рудольфа, давнего своего покровителя. Бетховен давал ему уроки игры на фортепиано и посвятил ряд произведений, в том числе Торжественную мессу, хотя композитор всячески отговаривал эрцгерцога от принятия духовного сана и не успел закончить произведение к сроку. Работа длилась долго и была мучительной. «За запертой дверью маэстро трудился над Credo: он пел, выл, топал, — вспоминал секретарь Бетховена. - Долго мы присутствовали при этой потрясающей сцене и только собрались уходить, как вдруг дверь распахнулась, и на пороге появился Бетховен с расстроенным, искаженным лицом. Он выглядел так, как будто только что вышел из борьбы не на жизнь, а на смерть...» Сразу же по завершении мессы, в июне 1823 года, Бетховен стал распространять новое сочинение по подписке, по 50 дукатов за каждый экземпляр. Подписчиков оказалось всего 10, среди них короли Франции и Пруссии, император Александр I и князь Николай Голицын, страстный поклонник Бетховена, виолончелист-любитель и почетный член петербургского Филармонического общества. Благодаря Голицыну состоялась премьера Торжественной мессы 7 апреля (26 марта по старому стилю) 1824 года в Петербурге в концерте Филармонического общества. |