Ignacy Jan Paderewski in “Moonlight Sonata“, film of Lothar Mendes (1937)
11.12.2014, 01:18
Игнацы Ян Падеревский (польск. Ignacy Jan Paderewski; 6 (18) ноября 1860,
село Куриловка, Подолье — 29 июня 1941, Нью-Йорк) — польский пианист, композитор,
государственный и общественный деятель, дипломат. С января по декабрь 1919 года
занимал пост премьер-министра и министра иностранных дел Польши. Рыцарь
Большого Креста ордена Британской империи.
Будущий музыкант родился в селе Куриловка в
семье крестьянина Яна Падеревского и Поликсены Новицкой, умершей вскоре после
рождения сына. Ранние годы Падеревский провёл с отцом и сестрой в поместье под Житомиром,
однако после ареста отца по подозрению в участии в Польском восстании 1863 года,
его взяла на воспитание тётка. Вскоре Ян Падеревский был освобождён и,
женившись во второй раз, вместе с семьёй переехал в город Судылков (близ Шепетовки),
где смог устроиться на постоянную работу.
К этому времени относятся первые музыкальные
опыты Падеревского-младшего. Он брал уроки игры на фортепиано у Петра
Совинского, но в основном был самоучкой. Прирождённый талант и большое
трудолюбие позволили ему быстро добиться значительных успехов, и летом 1872
года он смог поступить в Варшавский институт музыки (ныне Варшавская
консерватория), который окончил в 1878 г. (ученик Рудольфа Штробля). В
последующие несколько лет Падеревский жил в Варшаве, зарабатывая на жизнь
преподавательской и композиторской деятельностью. В 1880 году он женился на
Антонине Корсак, но через год она умерла, а родившийся сын Альфред оказался
инвалидом. Чтобы пережить эти события, Падеревский принимает решение полностью
посвятить себя музыке, и в конце 1881 года уезжает в Берлин, берёт уроки
композиции у Фридриха Киля и Генриха Урбана, а также знакомится с Рихардом
Штраусом и Антоном Рубинштейном. Последний, отметив дарование Падеревского,
советует тому продолжать карьеру пианиста и композитора, и в 1884 он переезжает
в Вену, где становится учеником Теодора Лешетицкого. Проведя затем некоторое
время в Страсбурге на должности профессора консерватории, пианист вновь
возвращается в Вену, где в 1887 году состоялся его первый сольный концерт.
Вскоре имя музыканта получает широкую
известность, в 1889 году проходят его концерты в Париже, на одном из которых
публика вызывала его на бис в течение часа. Год спустя с не меньшим успехом
Падеревский выступает в Лондоне, а ещё через год — в Соединённых Штатах.
Благодаря своему выдающемуся мастерству (которого он добивался огромной
работой, проводимой при подготовке к концертам), Падеревский становится
культовой фигурой музыкального общества, везде пользуясь огромным успехом.
Публику привлекала не только музыкальная составляющая исполнения Падеревского,
но и его яркий, вызывающий, гипнотический внешний вид. Критики признавали его
одним из наиболее выдающихся музыкантов своего времени, несмотря даже на то,
что его трактовка сочинений была зачастую весьма смелой с точки зрения динамики
и темпов.
В 1897 году Падеревский покупает в Швейцарии
усадьбу «Рион-Боссон», неподалёку от города Морж на берегу Женевского озера,
где проводит дни отдыха между концертами, а два года спустя женится на Елене
Горской, баронессе де Розен. Заработав к этому времени достаточно большое
состояние, пианист приобретает дополнительно поместье в Польше и ведёт жизнь
«светского льва», не переставая, тем не менее, активно давать концерты по всему
миру (в 1904 году он посетил даже Новую Зеландию), значительную часть гонораров
с которых он тратил на благотворительность.
Падеревский получает известность и как
композитор — его опера «Манру» была с большим успехом поставлена в Европе
(премьера состоялась 29 мая 1901 в Дрездене) и США (это единственная в истории
польскоязычная опера польского композитора, исполненная в театре Метрополитен-опера).
На время прекратив выступления в 1907 году, Падеревский заканчивает ряд крупных
сочинений, в том числе Симфонию h-moll, однако, вернувшись к концертной
деятельности в 1909, переживает очередной творческий кризис. Позднее в своих
воспоминаниях пианист напишет: «Я не хотел играть… для меня это была пытка».
С начала 1910-х годов Падеревский начинает
участвовать в политической жизни Польши, поддерживая идею о её независимости. В
1913 году он обосновался в США, однако с началом Первой мировой войны вернулся
в Европу, где стал одним из членов Польского Национального комитета в Париже,
который вскоре был признан представителем Польши при Антанте. Он также принимал
участие в создании аналогичных политических и общественных организаций в других
городах, в том числе Лондонского фонда помощи. Ораторский дар и яркая харизма
позволили Падеревскому убедить президента США Вудро Вильсона объявить одной из
заявленных целей при вступлении в войну независимость Польши, однако поддержка
не понадобилась, так как к концу войны три державы, делившие Польшу между
собой, распались, и она получила самостоятельность. В этот период Падеревский
должен был стать посредником между поддерживавшимся Антантой «правительством
Польши в изгнании» и новым главой государства Юзефом Пилсудским, и в январе 1919
последний назначил его премьер-министром. На этой должности он пробыл менее
года, однако успел поучаствовать в Парижской мирной конференции.
После этого политическая карьера Падеревского
была сравнительно недолгой: условия договора были далеко не самыми
благоприятными для Польши, и музыкант, поняв, что не сможет разобраться во всех
политических тонкостях и опасностях, которые он сулил, подал в отставку в
декабре 1919. Летом следующего года, когда в Варшаву вошли войска Красной
Армии, Падеревский участвовал в Конференции послов, являвшейся по сути
продолжением Парижской конференции, однако, вновь разочаровавшись в
перспективах развития Польши, которые предлагала Антанта, окончательно ушёл из
политики, вернувшись к концертам.
Первое после долгого перерыва выступление
пианиста состоялось в Карнеги-холле и имело огромный успех. В рамках
концертного тура по США музыкант дал ещё ряд концертов, всюду собирая полные
залы. После этого он вернулся в Рион-Боссон, но уже в 1926 году, узнав о
произошедшем в Польше Майском перевороте под предводительством Пилсудского,
вновь заявил о своей активной политической позиции и выступил против Санации. В
усадьбе Падеревского была подписана декларация членов оппозиции, получившей
название «Моржский фронт» (по имени города).
В 1936 Падеревский снялся в фильме «Лунная
соната», посвящённом его исполнительскому искусству.
Музыкант мало занимался преподаванием.
Наиболее известным его учеником был польский пианист Витольд Малцужиньский,
завоевавший вторую премию на Конкурсе имени Шопена. На рубеже 1920-30-х гг. в
усадьбу Падеревского приезжала брать уроки группа польских пианистов, в которую
входили, в частности, Зыгмунт Дыгат, Александр Брахоцкий, Генрик Штомпка.
После Польской кампании 1939 года
восьмидесятилетний Падеревский решает вновь вернуться к активной общественной
деятельности. В 1940 он входит в состав Польского народного совета,
находящегося в Лондоне и возрождает свой Фонд. Чтобы обеспечить его деньгами,
музыкант вновь даёт концертные туры в США, во время одного из которых он
заболел воспалением лёгких, от которого и умер в 1941 году в Нью-Йорке.
Падеревский был похоронен на Арлингтонском
национальном кладбище, а 5 июля 1992 года его останки были перевезены в Варшаву
и торжественно перезахоронены в соборе Святого Иоанна.
(По материалам «Википедии»)
«Лунная соната», фильм Лотара Мендеса.
Год выпуска: 1937
Страна: Великобритания
Жанр: Мелодрама
Продолжительность: 85 мин.
Перевод: Профессиональный (многоголосый, закадровый)
Русские субтитры: нет
Режиссер: Лотар Мендес/Lothar Mendes
В ролях: Игнацы Ян Падеревский/Ignacy Jan Paderewski, Чарльз Фарелл/Charles
Farrell, Мэри Темпест/Marie Tempest, Барбара Грин/Barbara Greene, Эрик
Портмен/Eric Portman, У. Грэхем Браун/W. Graham Brown, Куини Леонард/Queenie
Leonard, Лоуренс Ханрей/Laurence Hanray, Бинки Стюарт/Binkie Stuart и др.
Описание: Великий польский пианист Игнацы Ян Падеревский дает концерт. После
того как он исполняет две виртуозные пьесы Шопена и Листа, к нему подходит
молодая супружеская пара с ребенком и просит сыграть "Лунную сонату"
Бетховена. Пианист начинает играть...
После концерта Падеревский рассказывает
друзьям историю этих счастливых молодых людей - оказывается, он и его музыка
сыграли в свое время решающую роль в их состоявшемся счастье.
Далее следует сама история, несколько
напоминающая историю увлечения Наташи Ростовой Анатолем Курагиным с
соответствующей развязкой. Разница в том, что в фильме Мендеса есть
Падеревский, а в романе Толстого его нет (что, на мой взгляд, не идет Толстому на пользу). Хорошая
игра актеров (особо нужно отметить великолепную Мэри Темпест в роли бабушки
главной героини), точная (при всей ее наивности) режиссура, благородная
простота сюжета сами по себе делают этот фильм заслуживающим внимания. Но
благодаря участию Падеревского - гениального пианиста, одного из величайших
музыкантов двадцатого века, вообще колоритнейшей исторической личности
(некоторое время он даже был премьер-министром Польши) - фильм, можно сказать,
обречен на бессмертие, потому что интерес к Падеревскому не иссякнет у людей,
любящих музыку, никогда. Кстати, примерно четверть фильма он просто -
великолепно! - играет на рояле...