Ханс Пфицнер (Pfitzner) (05.05.1869, Москва - 22.05.1949, Зальцбург) - немецкий композитор, дирижер и музыкальный писатель. Сын и ученик скрипача, служившего в 1860-е годы в московском Большом театре. Окончил Франкфуртскую консерваторию, где занимался у Д. Кваста (фортепиано) и И. Кнорра (композиция). С 1892 года преподавал в консерватории в Кобленце; с 1894 года служил театральным капельмейстером в Майнце; с 1897 года преподавал композицию в Берлинской консерватории и одновременно с 1903 года дирижировал в оперном театре. С 1907 года дирижер симфонического оркестра в Мюнхене; с 1908 по 1918 годы - директор консерватории, а в 1910-1916 годах - оперного театра в Страсбурге. С 1920 года профессор композиции Берлинской музыкальной академии, с 1930 года - Мюнхенской. С 1934 года занимался композицией, изредка выступая как дирижер собственных произведений. Путаные политические убеждения Пфицнера позволили фашистам использовать его имя для пропаганды идеологии третьего рейха. С 1944 года жил в Вене и Зальцбурге.
Творческое мировоззрение Пфицнера сформировалось под воздействием идеалистической философии Шопенгауэра. В ранних произведениях Пфицнера ощущается сильное влияние Вагнера, например, в операх "Бедный Генрих" (пост. 1895) и "Роза из сада любви". Однако Пфицнер опирался не только на Вагнера, но и на наследие раннего немецкого романтизма в музыке (Вебер, Маршнер). Будучи очень одаренным музыкантом, Пфицнер никогда не был простым эпигоном Вагнера, он выработал свой собственный романтический стиль, внутренне насыщенный, сложный, требующий от слушателя огромного внимания и сосредоточенности. Именно поэтому музыка Пфицнера мало известна за пределами Австрии и Германии. Большая часть произведений Пфицнера проникнута символико-мистическими настроениями. Лучшим произведением является опера "Палестрина" (пост. 1917, Мюнхен), воскрешающая страницы из жизни Палестрины и всей Италии 16 века. Эту оперу горячо приветствовал Т. Манн, а великий австрийский дирижер Б. Вальтер, впервые поставивший оперу в Мюнхене, в конце жизни причислял ее к наиболее сильным своим художественным переживаниям. Пфицнер- автор многих полемических статей (3 тт., 1929; 1 т., 1955), книги "Uber musikalische Inspiration" (В. 1940) и др. Symphony No.3 with Berlin Philharmonic Orchestra in 1929 Symphony No.4 with Berlin State Opera Orchestra in 1924 Symphony No.6 with Neues Symphonie-Orchester in 1923 |