Herbert von Karajan conducts Tchaikovsky: Symphony No. 6 in B Minor op. 74, “Pathétique” (1939)
23.04.2013, 00:42
Берлинский филармонический оркестр (нем. Berliner Philharmoniker«Берлинские филармоники») —
крупнейший симфонический оркестр Германии, базирующийся в Берлине.
Основан в 1882 году группой из 54 музыкантов
из оркестра Беньямина Бильзе, отказавшихся отправиться на традиционные для
этого оркестра летние гастроли в Варшаву в железнодорожном вагоне 4-го класса.
Первоначально оркестр выступал под названием «Бывший оркестр Бильзе» (нем. Frühere Bilsesche Kapelle), нынешнее название носит с 1887
года.
Деятельность оркестра финансируется городом
Берлин вместе с Deutsche Bank. Многократный лауреат премий Грэмми, Граммофон,
ЭХО и других музыкальных наград.
Музыкальные
руководители:
Людвиг фон Бреннер (1882—1887)
Ганс фон Бюлов (1887—1893)
Артур Никиш (1895—1922)
Вильгельм Фуртвенглер (1922—1945)
Лео Борхард (1945)
Серджиу Челибидаке (1945—1952)
Вильгельм Фуртвенглер (1952—1954)
Герберт фон Караян (1954—1989)
Клаудио Аббадо (1989—2002)
сэр Саймон Рэттл (c 2002г.)
Герберт фон Караян
(нем. Herbert von Karajan; 5 апреля 1908, Зальцбург, Австрия — 16 июля
1989 Аниф, Австрия) — выдающийся австрийский дирижёр. Оставил после себя одну
из самых обширных дискографий. Работал с Берлинским филармоническим оркестром
на протяжении 35 лет.
Герберт фон Караян родился в Зальцбурге в
семье потомка эмигрантов (возможно, аромунскогопроисхождения) из
греческой провинции Македония, при рождении был наречён Херибертом.
Документально фамилия Караян в форме «Караяннис» впервые упоминается в 1743
году в греческом городе Козани. В 1792 году прапрадед дирижера Георгий Караяннис,
являвшийся крупным торговцем в саксонском городе Кемниц, получил от курфюрста
Фридриха Августа III рыцарский титул. Греческая фамилия была усечена до формы
«Караян» и к ней была добавлена приставка «фон». Поэтому полное имя фон Караяна
при рождении — Хериберт Рыцарь фон Караян (нем. Heribert Ritter von Karajan).
Существует мнение, что греческая фамилия «Караяннис» изначально была армянской «Караян»,
то есть в годы жизни этого рода в Греции фамилия была на греческий манер, а уже после этого
фамилии была усечена до начальной формы.
С 1916 года по 1926 год Караян учился в консерватории
Моцартеум в Зальцбурге, где получил импульс к изучению искусства дирижирования.
В 1929 молодой музыкант продирижировал оперой Рихарда Штрауса
«Саломея» в Фестивальном театре Зальцбурга.
С 1929 по 1934 Герберт фон Караян был первым
капельмейстером в городском театре города Ульма в Германии.В 1933 состоялся его
дебют на Зальцбургском фестивале, где он продирижировал музыкой к
«Вальпургиевой ночи» из оперы «Фауст» Шарля Гуно в постановке Макса Рейнхардта.
В следующем году там же, в Зальцбурге, впервые встал за пульт Венского
филармонического оркестра. В 1933 фон Караян вступил в Национал-социалистскую
партию; это произошло 8 апреля 1933 года в Зальцбурге спустя два месяца после
прихода к власти Адольфа Гитлера в Германии.
С 1934 года по 1941 год музыкант дирижировал оперными
спектаклями и симфоническими концертами в оперном театре Аахена.
В 1935 фон Караян стал самым молодым
Генеральным музыкальным директором Германии, выступал в качестве приглашенного
дирижера в Брюсселе, Стокгольме, Амстердаме и других городах.
В 1937 состоялось первое выступление фон
Караяна с Берлинским филармоническим оркестром и в Берлинском государственном
оперном театре в опере Бетховена «Фиделио». Огромный успех в 1938 году получило
его исполнение оперы Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда», берлинская критика
назвала его «Чудо-Караян». Он заключил контракт со звукозаписывающей компанией
«Дойче Граммофон», первой записью стала увертюра к опере Моцарта «Волшебная
флейта» с Берлинской государственной капеллой.
В 1946 году в Вене с Венским филармоническим
оркестром состоялся первый послевоенный концерт Караяна. Затем советские власти
наложили запрет на его выступления в качестве дирижера вследствие его членства
в НСДАП. Летом этого года он анонимно участвовал в работе Зальцбургского
фестиваля. В следующем году ему было разрешено возобновить работу в качестве
дирижера.
В 1948 Караян стал художественным
руководителем Общества друзей музыки в Вене. Дирижировал также в оперном театре
«Ла Скала» в Милане. Однако, самой значительной в этот период была его работа с
недавно созданным оркестром «Филармония» в Лондоне. Благодаря ему этот оркестр
вошел в число лучших оркестров мира.
В 1951 и 1952 годах дирижировал спектаклями в
Байрейтском оперном театре.
В 1955 был назначен пожизненным музыкальным
руководителем Берлинского филармонического оркестра как преемник Вильгельма
Фуртвенглера. С 1957 года по 1964 год являлся художественным директором Венской
государственной оперы, был тесно связан с Венским филармоническим оркестром и
Зальцбургским фестивалем, где он основал Пасхальный фестиваль. Продолжал
дирижировать и записываться вплоть до своей смерти в 1989 году.
Герберт фон Караян сыграл важную роль в
закреплении формата цифровой аудиозаписи на компакт-диски (около 1980). Он
способствовал признанию этой новой технологии воспроизведения звука своим
авторитетом и участвовал в первой пресс-конференции, посвященной выпуску
цифровых аудиозаписей на компакт-дисках. Первые прототипы компакт-дисков были
ограничены временем звучания 60 минут. Часто утверждается, что закрепленный
стандарт времени звучания 74 минуты был достигнут для того, чтобы вместить
Девятую симфонию Бетховена, а существовавший на тот момент архив записей
Караяна и его явным образом выраженные пожелания сыграли значительную роль в
принятии решения увеличить максимальное время звучания компакт-диска. Однако,
вполне возможно, что эта история является лишь своего рода легендой.
Членство Караяна в нацистской партии в период с 1933 по 1945 годы
создало ему нелестную репутацию (то же произошло и с певицей Элизабет Шварцкопф). При этом известно,
что он вступил в партию не добровольно. Тем не менее некоторые музыканты (в их
числе Исаак Стерн и Ицхак Перлман) отказывались играть в одних концертах с
Караяном из-за его нацистского прошлого.
Существует широко распространенное мнение, что
Караян обладал даром добиваться от оркестра исключительно красивого звука.
Однако, существуют и иные, основанные на эстетических критериях, мнения,
которые заключаются в том, что музыка в его манере являла собой чистое
механическое исполнение нот и была начисто лишена какой-либо творческой
интерпретации и музыкального смысла. Такая музыка больше напоминала исполнение
робота, чем художника. Эстетическая природа мысли в его творчестве была
практически сведена к нулю. Играя внешне артиста на сцене, Караян совершенно не
задумывался над тем, чтобы привнести артистизм в исполняемые им произведения.
Американский критик Харви Закс дает следующий критический отзыв о его
творческой манере:
«Кажется, Караян сделал выбор в
пользу универсального, очень утончённого, лакированного, выверенно-чувственного
звука, который можно применить с незначительными стилистическими отклонениями, по его мнению,
необходимыми, к Баху и Пуччини, Моцарту и Малеру, Бетховену и Вагнеру, Шуману и
Стравинскому… многие из его исполнений были «запрограммированными» и
искусственными, такие никогда не встретишь у Тосканини, Фуртвенглера и других
великих… большая часть записей Караяна преувеличенно «отполирована», являя
собой некий звуковой аналог фильмов и фотографий Лени Рифеншталь».
Этот универсальный стиль привел к тому, что
исполнение Караяном различных произведений по-разному принимается слушателями. Для того,
чтобы проиллюстрировать это, достаточно привести два аргументированных отзыва
из авторитетного Путеводителя по компакт дискам издательства Penguin Books
(Penguin Guide to Compact Discs).
О записи Тристана и Изольды Рихарда
Вагнера,романтического произведения,
авторы руководства Penguin писали: «Чувственное Караяновское исполнение
Вагнеровского шедевра, утонченно-блестящее, с изумительным звуком сыгранное
Берлинским филармоническим оркестром… является первоклассным и наилучшим
выбором».
О Караяновской записи «Парижских» симфоний
Йозефа Гайдна те же самые авторы пишут: «Гайдн в исполнении биг-бенда…
Безусловно, качество оркестровой игры превосходно. Однако, эти тяжеловесные и
неуклюжие вещицы ближе к имперскому Берлину, нежели к Парижу… Менуэты чересчур
медленны… Исполнения слишком непривлекательны и не обладают достаточным
изяществом, чтобы заслужить искреннюю рекомендацию».
Караяна критиковали за то, что из всей музыки
XX века он исполнял и записывал за редким исключением лишь те произведения,
которые были написаны до 1945 года (Густава Малера, Арнольда Шёнберга, Альбана
Берга, Веберна, Бартока, Яна Сибелиуса, Рихарда Штрауса, Джакомо Пуччини,
Ильдебрандо Пицетти, Артура Онеггера, Сергея Прокофьева, Клода Дебюсси, Пауля
Хиндемита, Карла Нильсена и Игоря Стравинского), хотя он записал Симфонию № 10
Дмитрия Шостаковича (1953) дважды, а также исполнил премьеру «Комедии на конец
времен» («De Temporum Fine Comoedia») Карла Орфа в 1973.
Некоторые критики, в особенности британский
критик Норман Лебрехт, вменяют Караяну в вину то, что он раскрутил
разрушительную инфляционную спираль, требуя огромных гонораров за свои концерты. Во
время пребывания в должности директора исполнительских организаций,
финансируемых за счет общественных средств, таких как Венский филармонический
оркестр, Берлинский филармонический оркестр и Зальцбургский фестиваль, он начал
платить приглашенным звездам заоблачные гонорары, а также увеличивать размеры своих собственных:
«С тех пор, как он получил в свое распоряжение оркестры, он заставлял их
записывать диски, проявляя аппетиты стервятника в отношении своих потиражных
гонораров, а также вплоть до своей смерти повторно записывал свои любимые
произведения при возникновении новых технологий (цифровые LP, CD, видеопленки,
лазерные диски). В дополнение к созданию трудностей для других дирижеров при
записях с его оркестрами, Караян также непомерно увеличивал выплаты себе
гонораров».
Во время записи Бетховенского Тройного концерта
с Давидом Ойстрахом, Святославом Рихтером и Мстиславом Ростроповичем, Рихтер
попросил Караяна сделать еще один дубль, на что Караян ответил: «Нет, нет, у
нас нет времени, нам еще нужно сфотографироваться». Это не помешало Ойстраху
сказать о Караяне, когда последнему исполнилось 65, что он является «величайшим
из ныне живущих дирижеров, мастером,которому
подвластен любой стиль».
Наконец, необходимо отметить эксцентричность
Караяна. Когда он дирижировал Вагнером в Метрополитен опера, он поднял
дирижерский подиум, чтобы быть на виду у публики; в Вердиевских оперных записях
он изменял баланс звучания оркестра, перенося работу со звуком на стадию
монтажа. Критики сравнивали его с Леонардом Бернстайном, указывая, что оба
дирижера «были непревзойденными мастерами устраивать театральный спектакль на
подиуме». В действительности
же, при работе с хорошо изученным им Берлинским
филармоническим оркестром экономичностью своих жестов он часто напоминал Фрица Райнера. Караян часто
дирижировал с закрытыми глазами, уверенный в том, что под его управлением
находится один из величайших оркестров новейшей эры. В одном он был схож с
Бернстайном: если ему не слишком нравилось сочинение — а в «не немецкой» музыке
было очень много произведений, которым он не симпатизировал, — это было слишком
явно видно в его подходе к исполнению этого произведения.