Артур Боданцки (нем. Artur Bodanzky; 16 декабря 1877, Вена - 23 ноября 1939, Нью-Йорк) - австрийский дирижёр. Учился в Венской консерватории у К. Греденера (дирижирование) и И. Н. Фукса (теория), позже - у А. Цемлинского (дирижирование). С 1896 скрипач оркестра Придв. оперы в Вене. Творческую деятельность начал как дирижёр оперетты в Ческе-Будеёвице(1900), затем в Вене («Карлс-театр» и «Театр ан дер Вин», 1904), с 1903 ассистент Г. Малера в Придв. опере в Вене (позже гл. дирижёр). Как оперный и симф. дирижёр работал также в Берлине (1906), Праге (1907), Мангейме (1909). В 1913 гастролировал в Риме, дирижировал первым представлением «Парсифаля» в Лондоне («Ковент-Гарден», 1914), выступал также в России. С 1915 дирижёр (в репертуаре произв. немецкий композиторов) в театре «Метрополитен-опера», в Нью-Йорке. В 1918-31 дирижёр амер. «Об-ва друзей музыки» («Society of Friends of Music»), в 1919 руководил Новым симф. оркестром в Нью-Йорке (вскоре распался). Под ред. Б. опубликованы мн. классич. оперы в т. ч. «Дон Жуан» Моцарта, «Оберон» и «Вольный стрелок» Вебера, «Дидона и Эней» Пёрселла, «Фиделио» Бетховена. Das Rheingold Действующие лица Боги Вотан (бас-баритон), Доннер (бас), Фро (тенор), Логе (тенор). Богини Фрикка (меццо-сопрано), Фрейя (сопрано), Эрда (контральто). Великаны Фазольт (бас), Фафнер (бас). Нибелунги Альберих (бас), Миме (тенор) Русалки, дочери Рейна Воглинда (сопрано), Вельгунда (сопрано), Флосхильда (меццо-сопрано).
Сцена первая
В глубинах Рейна. Русалки Воглинда, Вельгунда и Флосхильда весело болтают. Неожиданно появляется нибелунг Альберих (уродливый гном — король карликов-нибелунгов, обитателей земных недр), домогаясь их любви. Русалки издевательски насмехаются над ним. Неожиданно луч солнца падает на вершину скалы, и та начинает светиться — это Золото Рейна. Русалки радостно восхваляют его блеск. Поражённый увиденным, Альберих выпытывает у них тайну золота: кто, отвергнув любовь, скуёт кольцо из этого золота, станет властелином мира. Хотя Дочери Рейна должны хранить тайну сокровища, они не видят в Альберихе угрозу, ведь он больше всех желает любви, а значит не способен украсть золото. Но жадный Альберих проклинает любовь и завладевает золотом («Bangt euch noch nicht?»; «Я вам смешон?») под отчаянные возгласы дочерей Рейна.
Сцена вторая
Рассвет освещает огромную зубчатую скалу. Одноглазый верховный бог Вотан, его жена Фрикка и её сестра Фрейя (богиня юности) любуются стенами замка, воздвигнутого для богов великанами Фазольтом и Фафнером по договору, согласно которому Вотан должен подарить им за это Фрейю и вечную молодость. Фрикка в тревоге: она знает, что, если Фрейя уйдёт от них, богов посетит старость и смерть. Великаны требуют награду («Sanft schlob Schlaf dein Aug'»; «Сон твой сладок был»). К Фрейе прибегают на помощь братья: Фро (бог радости) и Доннер (бог грома), но они бессильны, потому что Вотан поклялся великанам на своем копье - хранителе законов Вотана. Верховный бог призывает хитрого Логе, бога огня. Логе говорит, что только золото Рейна, дающее необъятную власть, может заменить Фрейю («Immer ist Undank Loges Lohn!»; «Вечно все неблагодарны мне»). Великаны согласны на замену: пока золота нет, они берут Фрейю в заложницы. Расставшись с ней, боги тут же стареют. Вотан и Логе спускаются в край нибелунгов.
Сцена третья
В глубоком подземном ущелье, в кузнице работают карлики, порабощённые Альберихом. Брат Альбериха Миме сковал для него волшебный шлем, делающий того, кто его надевает, невидимым и меняющий внешность. Миме сам открывает это Логе и Вотану, появляющимся на сцене. Альберих заставляет нибелунгов, которых кольцо сделало рабами, добывать и переплавлять огромное количество золота. Вотан и Логе узнают намерения Альбериха: завоевать весь мир, покорить людей и богов. Нибелунг расхваливает свой шлем и превращается в дракона. Логе делает вид, что очень испугался, и просит превратиться во что-нибудь поменьше. Когда карлик выполняет их просьбу, боги отнимают у него шлем и берут его в плен.
Сцена четвёртая
Чертоги богов. Альберих, связанный, приказывает посредством волшебного кольца, чтобы нибелунги принесли все сокровища как выкуп за его жизнь. Логе заставляет нибелунга отдать и волшебный шлем, а Вотан отнимает у него последний талисман — кольцо. Альберих в бессильной ярости изрыгает проклятие: пусть кольцо принесёт гибель его обладателю («Wie durch Fluch er mir geriet, verflucht sei dieser Ring!»; «Ты проклятьем был рождён, — будь проклят, перстень мой!»). Вотан не слушает его. Возвращаются великаны и Фрейя, а с ней юность богов. Великаны осыпают Фрейю золотом, которое должно полностью покрыть богиню: золота не хватает, в дело идёт шлем. Но из небольшой щели Фазольт всё ещё видит сияющий взор богини. Он требует кольцо. Вотан отказывает ему. Из земной глубины выходит Эрда, богиня земли и мудрости. Она сурово упрекает Вотана, требуя, чтобы он отдал проклятое кольцо («Wie alles war, weiß ich»; «Всё, что прошло, я знаю»). Вотан повинуется. И великаны тут же вступают в схватку друг с другом за обладание кольцом: Фафнер убивает Фазольта и удаляется с кольцом. Теперь положение богов становится ненадёжным. Доннер собирает тучи, и начинается гроза. Затем ударами молний он рассеивает тучи, и между скалой и великолепным сияющим замком, Фро протягивает мост радуги к замку, Вотан радостно приветствует свою крепость, которую называет Валгаллой. Однако Дочери Рейна, невидимые, просят вернуть им их золото, обвиняя бессмертных во лжи и малодушии. Боги торжественно направляются по мосту в свой новый чертог.
Das Rheingold Huehn, Maison, Branzell, List, Schorr and etc. Conductor: Artur Bodanzky Chorus and Orchestra of the Metropolitan Opera Rec.: 03.04.1937
|