Georges Bizet: L’Arlésienne, Suite No.1. Two interpretations: Carl Schuricht and Artur Rodziński
01.07.2012, 15:19
Карл Адольф Шурихт (нем. Carl Adolph Schuricht; 3 июля 1880, Данциг — 7 января 1967,
Веве, Швейцария) — выдающийся немецкий симфонический дирижёр. Его основные
достижения связаниы с исполнением произведений Бетховена, Моцарта, Брукнера и
Малера.
Карл Шурихт родился в семье органного мастера
(его отец погиб ещё до его рождения) и польской певицы. С шести лет обучался
игре на фортепиано и скрипке; с одиннадцати лет пробовал свои силы в
композиции. Учился в Высшей музыкальной школе в Берлине (среди его учителей был
Энгельберт Хумпердинк) и позднее в Лейпциге у Макса Регера. В 1901-02 гг. начал
карьеру в качестве корепетитора в Майнцском городском театре. В 1907-08 гг. был
капельмейстером в Цвиккау.
В 1912—1944 гг. Шурихт был дирижёром и (с 1923
г.) генеральмузикдиректором Висбадена (в 1953 г. ему было присвоено звание
почётного гражданина города). В то время он уделял большое внимание музыке
Густава Малера. В 1914 г. впервые выступил в Лондоне. В 1933 г. стал директором
Берлинского филармонического хора, в 1934 г. впервые дирижировал Венским
филармоническим оркестром. В 1943—1944 гг. сотрудничал с Дрезденским
филармоническим оркестром. В 1956 г. Карл Шурихт совместно с Андре Клюитансом
руководил первыми американскими гастролями Венского филармонического оркестра.
Участвовал в Зальцбургском фестивале, сотрудничал с Лондонским симфоническим
оркестром.
Артур Родзинский (Artur Rodziński) (2 I 1892, Сплит - 27 XI
1958, Бостон) - американский дирижёр. Учился в Академии музыки и сценич.
искусств в Вене у Э. Зауэра (фп.), Ф. Шрекера (композиция) и Ф. Шалька
(дирижирование). Работал хор. и оперным дирижёром в театрах Львова (1918-21) и
Варшавы (1921-25), где дирижировал и филармонич. оркестром. С 1925 жил в США.
Был ассистентом Л. Стоковского в симф. оркестре в Филадельфии (1926-29), а
также возглавлял оперное и орк. отделения Муз. института Кёртис. Руководил симф.
оркестрами - Лос-Анджелесским (1929-33), Кливлендским (1933-43), Нью-Йоркским
филармоническим (1943-47), Чикагским (1947-48; в Чикаго Р. поставил 2 спектакля
в «Лирической опере» в 1958). В 1937 ассистент А. Тосканини в симф. оркестре
Нац. радиовещат. компании (NBC). В 1948-58 жил
в Риме. Гастролировал с лучшими симф. оркестрами Сев. и Юж. Америки и Европы,
участвовал в Зальцбургских фестивалях (с 1936), дирижировал заруб. премьерой
оперы «Война и мир» С. С. Прокофьева на «Майском фестивале» во Флоренции
(1953). Р. умел полностью подчинять своей воле оркестр (был иногда чрезмерно
властен). Ввёл в амер. конц. программы орк. фрагменты из опер (из «Парсифаля»
Вагнера, «Электры» Штрауса и др.). В огромном репертуаре Р. - гл. обр. произв.
поздних нем. романтиков, соч. Г. Берлиоза, К. Дебюсси, М. Равеля, а также П. И.
Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, А. Н. Скрябина, И. Ф. Стравинского. Был
пропагандистом творчества Д. Д. Шостаковича; пост. его оперу «Леди Макбет
Мценского уезда» в Кливленде (1935).
(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., М, 1973-1982;
http://www.music-dic.ru/html-music-enc/r/6546.html)