C. Saint-Saëns. Piano Concerto No. 4 in C Minor. Two recordings: Alfred Cortot with Charles Munch and Robert Casadesus with Artur Rodziński
26.11.2014, 04:20
ОКамилле Сен-Сансе см. например
http://raritetclassic.com/publ/9-1-0-30
Луи
Дьемер (фр. Louis Diémer; 14 февраля 1843, Париж - 21 декабря 1919, там же) - франц. пианист,
педагог и муз. деятель. Учился yA. Ф. Mармонтеля
(фп.), Ф. Бенуа (орган), A. Tома и Ф. Базена (композиция) в Парижской
консерватории. Был гл. пианистом «Bечеров
камерной музыки» Ж. Алара. Концертировал во Франции в ансамбле c П. Cарасате. C 1888 профессор Парижской консерватории (c 1898, после смерти A.
Ф. Mармонтеля, вёл его класс). Ученики: P. Казадезюс, A.
Корто, Э. Pислер, A.
Казелла и др. Давал «Исторические фортепианные концерты» на Bсемирной парижской выставке 1889, которые имели
огромный успех. Oсновал «Oбщество старинных инструментов» и руководил им;
организовал среди студентов консерватории конкурсы пианистов-мужчин (раз в 3
года; учредил т.н. Премию Дьемера). Известен как интерпретатор гл. обр.
сочинений франц. клавесинистов. Игра Д. отличалась естественностью, хорошим
вкусом, сдержанностью экспрессии при уверенном мастерстве. Кроме старинной
музыки, Д. исполнял произв. П. И. Чайковского, который посвятил Д. свой фп.
концерт No 3. B
ред. Д. опубликовано 4-томное изд. «Французские клавесинисты» («Clavecinistesfrançais»,
v. 1-4, 1877) c
его транскрипциями произв. Ф. Куперена, Л. К. Дакена, Ф. Pамо. Aвтор фп.
концерта c оркестром, 2 концертштюков c оркестром (для фп. и для скрипки); камерных
сочинений; сонаты и мн. др. произв. для фп.; романсов и вок. дуэтов c фп. Hаписал «Bысшую школу игры на фортепиано» («Méthodesupérieuredepiano, 1907,
совм. c Л. Леви и B.
Штаубом).
B.
Ю. Дельсон.
(Источник:
Музыкальная энциклопедия в 6 тт.,М., 1973-1982; http://www.music-dic.ru/html-music-enc/d/2891.html)
Альфред Дени Корто
(фр. Alfred Denis Cortot; 26 сентября 1877, Ньон - 15 июня 1962, Лозанна) —франц. пианист,
педагог и муз.-обществ. деятель. В 1896 окончил Парижскую консерваторию по
классу фп. у Л. Дьемера. В 1896-98 дирижёр-ассистент и хормейстер-репетитор в
Байрёйтском т-ре. В 1902 организовал в Париже Об-во оперных фестивалей, в 1903
- Ассоциацию больших хор. концертов, в 1904 дирижёр и руководитель Нац. муз.
об-ва, в 1904-07 - Об-ва популярных концертов в Лилле. Интенсивно концертировал
(с 1896) как солист и ансамблист. С 1905 был участником трио (совм. с Ж. Тибо и
П. Касальсом), получившего всемирную известность. В 1907-20 профессор Парижской
консерватории (старший фп. класс). В 1918 (совм. с А. Манжо) основал
"Эколь нормаль" (в 1920 был рук.), при к-рой вёл ежегодный т.н. курс
интерпретации (исполнительские собрания концертирующих пианистов из разных
стран); ученики: А. Казелла, Д. Липатти, К. Хаскил, И. Маркевич, М. Тальяферро,
В. Перльмютер, Л. Леви, С. Франсуа и др. Как интерпретатор К. утверждал иск-во
больших мыслей и чувств, тяготел к романтизму; прославился гл. обр. исполнением
произв. Ф. Шопена и Р. Шумана, а также К. Дебюсси и М. Равеля. Сила воздействия
иск-ва К. определялась театральной приподнятостью трактовки, красотой и
тембральным многообразием звучания, совершенством технич. мастерства. Однако
его оригинальные трактовки мн. произв. были иногда спорными (ритмич. вольности,
нарочитость фразировки). Сделал много записей на грампластинки (гл. обр. в
1920-30-е гг.). Гастролировал в СССР в 1936. Был ред. серии "Издания для
работы" ("Editions de travail"), посв. вопросам фп.
исполнительства и включающей анализ фп. произв. романтиков (Ф. Шопен, Р. Шуман,
Ф. Лист, Ф. Мендельсон и др.). Автор работ по истории и теории пианизма.
Сочинения: Principes rationnels de la technique pianistique, P., 1928; La
musique française de piano, v. 1-2, P., 1930-32, v. 1, 1948, v. 2-3, 1948;
Cours d’interprétation, rédigé par J. Thieffry, v. l-2, P., 1934; Aspects de
Chopin, P., (1949); в рус. пер. - О фортепианном искусстве. Статьи, материалы,
документы, (сост., пер. ред. текста, вступ. статья и комментарии К. X.
Аджемова), М., 1965.
Литература: Gavoty В., A. Cortot, Gen. - Monaco, 1955; Blaukopf K., Die grosse
Virtuosen, Teeuen (u. a., 1954) (франц. пер. - Les grands virtuoses, P., 1955).
Робер Марсель Казадезюс (7 апреля 1899, Париж -
18 сентября 1972, там же) - пианист, педагог и композитор. Внук гитариста Луи Казадезюса. Учился в
Парижской консерватории у Л. Дьемера (фп.), К. Леру и Франсуа Казадезюса
(композиция). С 1920 гастролировал в крупных городах Европы, Сев. и Юж.
Америки. В 1929 впервые выступал в СССР. С 1947 директор Амер. консерватории в
Фонтенбло, близ Парижа. Чл. жюри на Междунар. фестивалях в Эдинбурге, Люцерне,
Зальцбурге и др. Завоевал известность и как фп. педагог. К. - один из наиболее
крупных исполнителей сер. 20 в., сохранявших традиции романтич. пианизма,
к-рые, однако, приняли у него уже несколько ака-демич. характер; мастерская,
темпераментная игра К. порой бывала рассудочна. В огромном репертуаре К. (от Ж.
Рамо и Д. Скарлатти до франц. и испан. импрессионистов) наибольшее место
занимали произв. В. Моцарта (особенно концерты), Л. Бетховена (сонаты), Ф.
Листа, Ф. Шопена, трактуемые мужественно и строго, и Р. Шумана. Мн. годы выступал
в фп. дуэте со своей женой Габи К., прекрасной пианисткой (гастролировали в
Москве в 1929).
К. - автор сочинений для оркестра - 4
симфоний, 3 сюит; концертов с оркестром - для фп., для скр., для влч., пьес для
разл. инструментов с оркестром; камерных ансамблей; произв. для фп. - 3 сонат,
24 прелюдий, 3 колыбельных и мн. др. пьес; пьес для 2 фп.; романсов. Им
написаны каденции к фп. концертам В. Моцарта и Л. Бетховена, отредактированы
фп. произв. Д. Чимарозы. Сын Робера Марселя К. - Жан К. (7 VII 1927 - 20 I
1972, Оттава) - пианист. 1-я пр. на Международном конкурсе пианистов в Женеве
(1947).
Литература: Коган Г., Робер Казадезюс, в сб.: Вопросы пианизма, М., 1968; Stokes
S., The art of Rober Casadesus, L., 1960; Patorni-Casadesus R., Ma famille
Casadesus, Souvenirs d'une claveciniste, 1962; Kaiser J., Grosse Pianisten in
unsere Zeit, Münch., 1965.
Шарль Мюнш (фр. Charles Munch; 26 сентября 1891, Страсбург - 6 ноября.1968,
Ричмонд, США) - французский дирижёр и скрипач. Был концертмейстером Страсбургского
городского оркестра (1919) и оркестра Гевандхауза в Лейпциге (1923). С 1932 жил
в Париже, где дебютировал как дирижёр. В 1935—38 руководил Парижским
филармоническим оркестром, в 1937—46 — оркестром Общества Парижской
консерватории. Первый исполнитель в освобождённом от немецко-фашистской
оккупации Париже "Песни освобождения" Онеггера (1944) и 7-й симфонии
Шостаковича (1945). С 1946 работал в США; в 1949—62 руководил Бостонским
оркестром. В последующие годы вёл интенсивную деятельность как
дирижёр-гастролёр: в 1956 и 1965 выступал в СССР. С 1967 возглавлял вновь
созданный "Парижский оркестр". Яркая эмоциональность, глубокий
интеллект, строгий вкус и исключительное по точности дирижёрское мастерство
сделали М. выдающимся интерпретатором многих музыкальных произведений.
Пропагандист и первый исполнитель сочинений современных ему французских
композиторов (А. Онеггер, А. Руссель, А. Дютийё, Ж. Ропарц и др.).
Артур
Родзинский (Artur Rodziński) (2 I
1892, Сплит - 27 XI 1958, Бостон) -
американский дирижёр. Учился в Академии музыки и сценич. искусств в Вене у Э.
Зауэра (фп.), Ф. Шрекера (композиция) и Ф. Шалька (дирижирование). Работал хор.
и оперным дирижёром в театрах Львова (1918-21) и Варшавы (1921-25), где
дирижировал и филармонич. оркестром. С 1925 жил в США. Был ассистентом Л.
Стоковского в симф. оркестре в Филадельфии (1926-29), а также возглавлял
оперное и орк. отделения Муз. института Кёртис. Руководил симф. оркестрами -
Лос-Анджелесским (1929-33), Кливлендским (1933-43), Нью-Йоркским филармоническим
(1943-47), Чикагским (1947-48; в Чикаго Р. поставил 2 спектакля в «Лирической
опере» в 1958). В 1937 ассистент А. Тосканини в симф. оркестре Нац. радиовещат.
компании (NBC). В 1948-58 жил в Риме.
Гастролировал с лучшими симф. оркестрами Сев. и Юж. Америки и Европы,
участвовал в Зальцбургских фестивалях (с 1936), дирижировал заруб. премьерой
оперы «Война и мир» С. С. Прокофьева на «Майском фестивале» во Флоренции
(1953). Р. умел полностью подчинять своей воле оркестр (был иногда чрезмерно
властен). Ввёл в амер. конц. программы орк. фрагменты из опер (из «Парсифаля»
Вагнера, «Электры» Штрауса и др.). В огромном репертуаре Р. - гл. обр. произв.
поздних нем. романтиков, соч. Г. Берлиоза, К. Дебюсси, М. Равеля, а также П. И.
Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, А. Н. Скрябина, И. Ф. Стравинского. Был
пропагандистом творчества Д. Д. Шостаковича; пост. его оперу «Леди Макбет
Мценского уезда» в Кливленде (1935).
(Источник:
Музыкальная энциклопедия в 6 тт., М, 1973-1982; http://www.music-dic.ru/html-music-enc/r/6546.html)