Boston Symphony Orchestra; S. Koussevitzky, Conductor, L. Foss, Pianist, play Mendelssohn: Concert at Symphony Hall, Boston; Nov. 4, 1947
19.12.2014, 01:13
На фотографии: между Леонардом Бернстайном
и Сергеем Кусевицким - Лукас Фосс.
О Сергее Александровиче Кусевицком см. например
http://raritetclassic.com/publ/13-1-0-5
ЛукасФосс (LukasFoss; настоящая фамилия
Фукс; родился 15 августа 1922 г., Берлин;
умер 1-го февраля 2009-го года, Нью-Йорк), американский
композитор, дирижер и пианист. Начал заниматься музыкой в семилетнем возрасте.
В начале 1930-х гг. семья переехала в Париж, где Фосс учился игре на фортепиано
и флейте и композиции в Парижской консерватории. В Париже Фосс проявил интерес
к современной музыке, познакомившись с П. Хиндемитом. Редкостно одаренный, Фосс
начал сочинять с 15 лет. В 1937 г. семья Фосса переехала в США. Фосс поступил в
Институт музыки Кёртис в Филадельфии, где обучался по классу фортепиано у И.
Забеллы-Венгеровой, по классу композиции у Р. Салеро и Р. Томпсона и по классу
дирижирования у Ф. Райнера (1888–1963). После окончания института (1940) Фосс
продолжил занятия композицией в Йельском университете у П. Хиндемита (1939–40)
и в то же время занимался дирижированием у С. Кусевицкого на летних курсах в
Танглвуде (1939–43). В 1945 г. Фосс выиграл конкурс молодых композиторов на
стипендию Гуггенхайма. Изучал музыкальное искусство в Риме (1950–52). В 1953–62
гг. — профессор композиции (преемник А. Шёнберга) и дирижер Импровизационного
камерного ансамбля (с 1957 г.) в Университете Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе,
в этом университете Фосс реформировал программу музыкального образования.
Одновременно руководил камерным оркестром Лос-Анджелеса и преподавал композицию
в Беркширском музыкальном центре. В 1963 г. основал и возглавил Центр искусств.
Как дирижер Фосс в 1963–70 гг. возглавлял
филармонический оркестр Буффало, с 1971 г. возглавлял Бруклинскую филармонию (позднее — почетный
дирижер), в 1972–76 гг. — Иерусалимский симфонический оркестр радио и
телевидения, в 1981–86 гг. — симфонический оркестр Милуоки. Фосс дирижировал
многими знаменитыми оркестрами, в том числе Бостонским, Чикагским,
Кливлендским, Филадельфийским, Лондонским, Римским «Санта Чечилия»,
Нью-Йоркским, Берлинским, Токийским филармоническим. В репертуаре Фосса, наряду
с классическими сочинениями, большое место занимает современная музыка, в
интерпретации которой Фосс достиг больших успехов. В свои программы Фосс
включал много американских произведений, за что в 1973 г. получил премию
Дитсона за пропаганду американской музыки.
Ранние сочинения Фосса написаны в
неоклассическом стиле под большим влиянием П. Хиндемита и И. Стравинского;
неоклассицизм Фосса, благодаря романтической натуре композитора, окрашен
лиризмом. Значительные произведения этого периода: «Симфония in G» (1945),
Струнный квартет № 1 (1947), некоторые ораториальные сочинения, в том числе
«Песнь страдания» (1945), «Песнь Песней» (1946), «Псалмы» — все три
произведения на библейские тексты, «Притча о смерти» (1952); концерт для
фортепиано с оркестром № 2 (1951; с ним связан первый международный успех
Фосса, исполнившего его в Венеции) и «Симфония хоралов» (1958), базирующаяся на
музыке И. С. Баха.
Во многих произведениях Фосс использовал американские
интонации – например, в оратории «Прерии» (1943),в опере «Прыгающая лягушка графства Калаверас» (1950; по М. Твену).
В 1956 г. Фосс начал эксперименты с
импровизационной музыкой и основал Камерный ансамбль импровизации
Южнокалифорнийского университета. Результатом этих исканий стал Концерт для
пяти солирующих инструментов (1960) и цикл «Время» для сопрано и оркестра
(1960), получивший в 1961 г. приз Кружка музыкальных критиков Нью-Йорка и
записанный на пластинку. Фосс использовал в своих сочинениях сериализм,
алеаторику, графическую нотацию, электронную музыку и элементы театрализации. К
значительным сочинениям этого периода относятся «Элитра» для камерного ансамбля
(1964), концерт для виолончели с оркестром (1966, в котором солист как бы
соревнуется с магнитофонной записью), вариации «Барокко» для оркестра (1967),
«Люди в пьесе» (1970) — пьеса для пяти исполнителей, не только играющих на
инструментах, но и разыгрывающих действо, и магнитофонной записи. «Solo
observed» для фортепиано, органа, виолончели и ударных (1982) — пример
минимализма в творчестве Фосса. В программы концертов часто включаются
сочинения Фосса: симфония № 3, концерт для флейты с оркестром «Ренессанс», а
также фортепьянный концерт для левой руки.
Лукас Фосс умер 1
февраля 2009 года в своем доме в Нью-Йорке.
(Источник: http://www.eleven.co.il/article/14321)
Феликс Мендельсон-Бартольди (нем. Félix Méndelssohn Barthóldy, полное имя Якоб Людвиг
Феликс Мендельсон-Бартольди (нем. Jákob Lúdwig Félix Méndelssohn Barthóldy;
3 февраля 1809, Гамбург — 4 ноября 1847, Лейпциг) — немецкий композитор и
дирижёр, один из крупнейших представителей романтического направления в музыке.
Феликс Мендельсон родился в семье банкира
Авраама Мендельсона. Дедом композитора был знаменитый еврейский философ Мозес
(Моисей) Мендельсон, основатель движения Хаскала («еврейского Просвещения»).
Несколько лет после рождения Феликса семья Мендельсонов, еврейская по
происхождению, приняла христианство и взяла вторую фамилию — Бартольди. В 1811
году Мендельсоны перебрались в Берлин.
Юный Феликс рос в богатой творческой и
интеллектуальной атмосфере. В доме Мендельсонов часто бывали многие знаменитые
люди того времени, в частности, знаменитый философ Фридрих Гегель и видный
музыкальный педагог и композитор того времени Карл Цельтер. Именно Цельтер
обратил внимание на хорошие музыкальные способности Мендельсона и стал давать ему
уроки теории музыки. Одновременно Мендельсон начал заниматься на фортепиано у
Людвига Бергера и на скрипке у Карла Хеннинга. Уже в девять лет Мендельсон
успешно выступил как пианист, а год спустя в Берлине успешно состоялся его
вокальный дебют (Мендельсон обладал хорошим альтом). К этому же времени
относятся его первые серьёзные композиторские опыты: соната для скрипки и
фортепиано, фортепианное трио, две фортепианных сонаты, ряд органных сочинений.
В 1821 году Цельтер познакомил Мендельсона с Гёте, который благосклонно отнёсся
к таланту 12-летнего музыканта. Вскоре состоялось знакомство Мендельсона с
Вебером, который приехал в Берлин на постановку своей оперы «Вольный стрелок».
В эти годы Мендельсон уже ведёт активную
концертную деятельность, выступая как пианист и дирижёр. Из известных работ
этого периода — Первая симфония c-moll, Концерт для фортепиано с оркестром
a-moll, Фортепианные Квинтет и Секстет, в 1824 году была поставлена его опера
«Два племянника». Знакомство Мендельсона со знаменитым пианистом Игнацем
Мошелесом, относящееся к этому же времени, переросло в многолетнюю дружбу и
творческое сотрудничество.
В 1825году Авраам Мендельсон совершает поездку в Париж и
берёт с собой сына. Париж того времени был одним из музыкальных центров Европы,
где работали крупнейшие композиторы того времени — Джоаккино Россини и Джакомо
Мейербер. Мендельсон встречается с ректором Парижской Консерватории Луиджи
Керубини, который даёт его дарованию высочайшую оценку. Французская
композиторская школа не произвела на Мендельсона большого впечатления, о чём
свидетельствует его переписка того времени, что не помешало ему, тем не менее,
завести многочисленные знакомства в музыкальных кругах Франции.
В мае 1825 года Мендельсоны возвращаются в
Берлин, где Феликс во второй раз в жизни встречается с Гёте. В доме писателя
был впервые исполнен посвящённый ему Фортепианный квартет Мендельсона. В
августе того же года композитор заканчивает свою двухактную оперу «Свадьба
Камачо» по одному из эпизодов «Дон Кихота» Сервантеса.
Семья Мендельсонов поселяется в просторном
старинном доме на Leipziger Strasse 3, в котором был большой музыкальный зал.
Традицией стали субботние концерты Мендельсона, на которые приходило до
нескольких сотен зрителей.
В 1826 года Мендельсон сочинил одно из самых
известных своих произведений — увертюру к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь».
Впоследствии он часто дирижировал этим произведением в своих концертах.
1827 год отмечен первой постановкой «Свадьбы
Камачо». На первом представлении оркестром руководил Гаспаре Спонтини. Публика
хорошо приняла оперу, однако из-за многочисленных интриг, возникших вокруг неё,
второе представление сорвалось. В дальнейшем Мендельсон разочаровался в этом
своём сочинении, и больше не написал ни одной оперы, сосредоточившись на инструментальной
музыке.В
том же году Мендельсон поступает в Берлинский университет, где слушает лекции
Фридриха Гегеля.
Мендельсон активно интересовался музыкой Баха,
в то время почти совершенно забытого композитора. Ещё в 1823 году его бабушка
подарила ему копию манускрипта "Страстей по Матфею". Хоровые
сочинения Баха давал Мендельсону для работы Цельтер, считая их, однако, не
более чем учебным материалом. Когда в 1829 году совместно с режиссёром Эдуардом
Девриентом
Мендельсон задумал продирижировать «Страстями по Матфею», Цельтер выступал активно
против. Однако исполнение состоялось (это было первое исполнение
"Страстей" после смерти Баха), правда, в сокращённом виде (Мендельсон
был вынужден убрать некоторые арии, речитативы и хоралы, иначе исполнение могло
затянуться на очень долгое время) и с некоторыми изменениями в составе оркестра
(партия клавесина исполнялась на хаммерклавире, причём самим Мендельсоном[1],
партии гобоев д’амур — кларнетами, а охотничьих гобоев — скрипками). Девриент исполнял партию Иисуса.
Исполнение имело большой успех, и Мендельсон исполнил «Страсти» в ближайших концертах ещё дважды.
Спустя некоторое время после исполнения «Страстей» Мендельсон по
приглашению Мошелеса прибывает с гастролями в Лондон. Здесь он в концертах
Филармонического общества дирижирует своими оркестровыми сочинениями —
Симфонией c-moll, увертюрой «Сон в летнюю ночь», выступает как пианист с
сочинениями Вебера и Бетховена. В одном из концертов Мендельсон совместно с
Мошелесом исполнил свой Концерт для двух фортепиано с оркестром, в наше время
совершенно забытый. Концерты Мендельсона пользовались огромным успехом, он
предпринимает турне по Шотландии, и возвращается в Берлин уже европейской
знаменитостью. Под впечатлением от визита в Шотландию композитор создаёт симфонию,
впоследствии получившую название «Шотландская», и увертюру «Гебриды».
Посещение Англии стало лишь первой частью
грандиозного концертного тура, который спонсировался отцом Мендельсона. В 1830
году композитору было предложено звание профессора в Берлине, однако Мендельсон
от него отказался и предпринял новые гастроли, на этот раз в Италию, по пути
остановившись в Веймаре и посетив Гёте, который в то время жил там.
По возвращении из Италии Мендельсон дал целую
серию концертов в Мюнхене (там он сочинил и впервые исполнил фортепианный
Концерт g-moll), Штутгарте, Франкфурте, и в декабре 1831 года прибыл в Париж.
Проведя там четыре месяца, Мендельсон познакомился с Листом и Шопеном.
Парижская публика, однако, неожиданно встретила новые сочинения Мендельсона
весьма прохладно (в частности, это относилось к Реформационной симфонии). В
марте 1832 года Мендельсон заразился холерой, из-за чего пришлось отменить
остававшиеся концерты. Правда, достаточно быстро композитору удалось излечиться
от болезни.
Уже в апреле того же года Мендельсон дал серию
концертов в Лондоне, где выступал не только как дирижёр, но и как органист, а
также выпускает в печать первую книгу своих знаменитых «Песен без слов». Летом
Мендельсон возвращается в Берлин.
В мае 1832 года умирает Карл Цельтер, первый
учитель Мендельсона и директор Певческой Академии в Берлине. По настоянию
своего отца Мендельсон выдвигает свою кандидатуру на этот пост, однако члены
Академии проголосовали за вице-директора Карла Рунгенхагена, причём, как
утверждал Эдвард Девриент, не последнюю роль в этом решении сыграли антисемитские взгляды
некоторых членов Академии. Спустя некоторое время композитор принимает решение
покинуть Берлин.
В 1833 году Мендельсон в третий раз посещает
Лондон, где исполнил свою Симфонию A-dur (позднее получившую название
«Итальянской»). После этого Мендельсона приглашают продирижировать на Рейнском
музыкальном фестивале в Дюссельдорфе. Концерт имеет огромный успех, и
композитору предлагают место генеральмузикдиректора. Мендельсон соглашается и в
течение двух лет регулярно дирижирует оперными постановками и симфоническими
концертами. Они пользуются большим успехом, однако отношения Мендельсона с
руководящими кругами театральной жизни города складывались не всегда удачно,
поэтому, когда в 1835 году после блестящего выступления на Кёльнском
музыкальном фестивале ему предложили пост капельмейстера симфонических
концертов лейпцигского Гевандхауза, композитор сразу принял это предложение.
4 октября 1835 года в Лейпциге состоялся
первый концерт под управлением Мендельсона. На нём была исполнена увертюра
«Морская тишь и счастливое плавание». Скоро концерты Гевандхауза становятся
одними из важнейших событий музыкальной жизни Европы, а Мендельсон — одной из
основных её фигур. В 1836 году Лейпцигский университет присваивает композитору
степень доктора философии honoris causa.
Ещё в Дюссельдорфе Мендельсон задумал написать
трилогию ораторий на библейские темы «Илия — Павел — Христос», однако
постоянная концертная деятельность не давала ему возможности взяться за эту
работу. В Лейпциге композитору удалось начать воплощать свой замысел: оратория
«Павел» была окончена весной 1836 года и вскоре исполнена под управлением
автора на Рейнском музыкальном фестивале.
В марте 1837 года Мендельсон женится на Сесилии
Жанрено, с которой он познакомился во Франкфурте. У Мендельсона было пять
детей.
Мендельсон снова посещает с гастролями Лондон,
где дирижирует ораторией «Павел», выступает с органными концертами и даёт
мастер-классы. Начинается работа над ораторией «Илия».
В 1841 году прусский король Фридрих Вильгельм
IV пригласил Мендельсона на пост капельмейстера в Берлин. Король хотел сделать
этот город культурным центром Германии. Мендельсону было поручено реформировать
Королевскую Академию искусств и руководить соборным хором. Однако
реформаторская деятельность Мендельсона в Берлине встречала яростное
сопротивление, и он решил вернуться к концертной деятельности. В 1842 году он с
женой в очередной раз посещает Англию, где его концерты по-прежнему пользуются
большим успехом. В этот период творчества Мендельсон пишет музыку для
театральных постановок: «Антигона», «Царь Эдип», «Сон в летнюю ночь».
В 1843 году при активном участии Мендельсона в
Лейпциге была открыта Консерватория. Это было первое высшее музыкальное учебное
заведение в Германии. В качестве преподавателей были приглашены Шуман, Давид,
Мошелес и другие крупные музыканты того времени. Год спустя он вновь даёт
концерты в Англии, а по возвращении подаёт королю прошение об отставке с поста
берлинского капельмейстера.
В сентябре 1845 года Мендельсон возвращается в
Лейпциг, где занимает прежний пост дирижёра концертов Гевандхауза, преподаёт в
Консерватории и пишет ораторию «Илия». Сочинение было окончено в 1846 году и
впервые исполнено в Бирмингеме. По возвращении в Лейпциг он принимается за
создание третьей части трилогии — «Христос», однако здоровье композитора
пошатывается, и работу над ораторией он приостанавливает. В 1847 году
Мендельсон в последний раз едет в Англию, где дирижирует ораторией «Илия» в
Манчестере и Бирмингеме.
14 мая 1847 года в возрасте 42 лет умирает
старшая сестра Мендельсона Фанни. Потрясённый этим известием, композитор
прекращает концертную деятельность и на некоторое время уезжает в Швейцарию. 28
октября того же года в Лейпциге с ним случается инсульт, а 3 ноября — второй.
На следующий день Мендельсон умер.
В доме на Goldschmidtstrasse 12, где умер
композитор, сегодня находится Музей Мендельсона.
(Источник: Википедия)
F. Mendelssohn-Bartholdy.
Piano Concerto No. 1 in G Minor Op. 25:
1. Allegro con fuoco
2. Andante
3. Presto
4. A Midsummer Night's Dream: Scherzo
Symphony No. 4 in A Major op. 90 „Italian":
5. Allegro vivace
6. Andante con moto
7. Con moto moderato
8. Saltarello. Presto
Lukas Foss, Piano
Boston Symphony Orchestra
Conductor: Serge Koussevitzky
Live recording of the concert at Symphony
Hall, Boston, Nov. 4 1947