Leopold Stokowski conducts Bizet: "L'Arlésienne", Suite No.1
27.07.2012, 00:33
Леопольд Стоковский (англ. Leopold
Stokowski, настоящее имя Антони Станислав
Болеславович Стоковский — польск. Antoni Stanisław Bolesławowicz Stokowski; 18 апреля 1882, Лондон — 13 сентября 1977, Низер Уоллоп, графство
Хемпшир, Великобритания) — британский и американский дирижёр и органист
польско-ирландского происхождения.
Родился в семье польского мебельщика Коперника Йозефа Стоковского и
ирландки Энни Мэрион Стоковски (урождённой Мур). В тринадцать лет поступил в
лондонский Королевский музыкальный колледж, став одним из самых молодых его
студентов за всю историю, обучался игре на органе у Стивенсона Хойта, Уолфорда
Дэвиса и Стенфорда Вильерса. В 1900 году получил диплом Королевского колледжа
органистов (FRCO), после чего отправился в Париж и Берлин. По возвращении в
Лондон основал и возглавил хор в церкви Святой Марии на Черинг Кросс Роуд
(1900—1901), а год спустя получил место органиста и хормейстера в церкви
Сент-Джеймс. Некоторое время Стоковский обучается в Королевском колледже
Оксфорда, в 1903 году получает степень бакалавра музыки. В 1905 году он
прибывает в Нью-Йорк, где в течение последующих трёх лет работает хормейстером
и органистом церкви Святого Варфоломея. Несмотря на то, что благодаря своему
исполнительскому мастерству он пользовался большим успехом, Стоковский
возвращается в Европу, где собирается начать карьеру дирижёра.
Прибыв в Париж в 1908 году, Стоковский узнаёт,
что в симфоническом оркестре Цинциннати после гастролей во Франции
освобождается место главного дирижёра. С помощью пианистки Ольги Самарофф
(ставшей впоследствии его первой женой) и собственной хитрости ему удаётся
получить эту должность, и в 1909 году состоялся первый концерт под его
управлением. За время руководства оркестром Стоковский впервые в США исполнил
ряд сочинений композиторов-современников, в частности, Вторую симфонию Эдварда
Элгара.
В 1912 году Стоковский покинул оркестр из-за
разногласий с дирекцией.Летом того же года музыкант переезжает в Филадельфию, где его принимают
на место дирижёра местного симфонического оркестра. Возглавляя этот коллектив
вплоть до 1936 года, Стоковский выдвинул его в число наиболее успешных в мире.
В это время за дирижёром закрепилась слава «шоумена», благодаря некоторым его
экстравагантным поступкам. Так, однажды он перед исполнением одного из
сочинений демонстративно сбросил с пульта на пол его партитуру, желая тем самым
показать, что будет дирижировать по памяти. В конце 1920-х годов Стоковский
отказался от использования палочки, сформировав собственную свободную манеру
руководства оркестром, ставшую его «визитной карточкой». В 1936 году Стоковский
официально уходит с поста дирижёра Филадельфийского оркестра, хотя в течение
последующих двух лет продолжает регулярно с ним выступать (попеременно с
Юджином Орманди), а в 1941 году уезжает из города.
В 1940 году Стоковский основал Всеамериканский
молодёжный оркестр, с которым провёл гастрольный тур, однако, несмотря на
положительные отзывы критиков, оркестр был распущен год спустя. В это же время
Стоковский становится дирижёром Симфонического оркестра NBC, заменяя Артуро
Тосканини. За три года сотрудничества с этим коллективом Стоковский исполнил
многочисленные сочинения Игоря Стравинского, Алана Ованеса, Дариюса Мийо, Пауля
Хиндемита, Мортона Гульда и других современных композиторов, а также дал
американскую премьеру кантаты Сергея Прокофьева «Александр Невский» и мировую —
Фортепианного концерта Арнольда Шёнберга. Помимо этого, под его управлением
прозвучали забытые и редко исполняемые произведения английских композиторов —
сюита «Планеты» Густава Холста, Четвёртая симфония Ральфа Воана Уильямса и др.
После возвращения Тосканини в оркестр NBC в
1944 году Стоковский по просьбе мэра Нью-Йорка Фиорелло Ла Гардия организует и
возглавляет Симфонический оркестр Нью-Йорк Сити, концерты которого
предназначались для малообеспеченных слоёв населения: цены на билеты были низкими, а сами
выступления проходили в вечернее время. Стоковский проработал с оркестром около
года, после чего из-за разногласий с руководством покинул его. Основав вскоре
ещё один симфонический оркестр — «Голливуд Боул», дирижёр выступал с ним в
течение двух лет, а также проводил записи вплоть до 1960 года. В конце 1940-х
годов Стоковский работал в качестве приглашённого дирижёра в Нью-Йоркском
филармоническом оркестре (в 1949—1950 совместно с Димитрисом Митропулосом), а в
1951 впервые за долгое время выступил с концертом в Великобритании. Среди
заметных проектов Стоковского в последующие годы — работа с Хьюстонским
симфоническим оркестром (1955—1960), постановка оперы Пуччини «Турандот» в
Метрополитен-опера (1960), создание Американского симфонического оркестра
(1962). Этим коллективом Стоковский руководил до 1972 года, исполнив, в
частности, Четвёртую симфонию Чарлза Айвза (впервые в полной версии, 1965,
получил за это исполнение премию «Грэмми»). В 1972 дирижёр вернулся в Лондон,
где и провёл последние годы жизни, не прекращая давать концерты до 1975 года.
Стоковский умер в 1977 году от инфаркта, похоронен в Лондоне.