«Музыкальное приношение» (нем. Das Musikalische Opfer), BWV 1079, — это цикл канонов, фуг и других музыкальных произведений, написанных И. С. Бахом, основанных на теме, продиктованной Баху прусским королём Фридрихом II, и посвящённых ему. Поскольку инструментовка почти нигде не указана Бахом, сегодня этот цикл можно услышать исполненным на самых разных инструментах. В оригинале некоторые каноны из «Музыкального приношения» представлены не более чем короткой одноголосной мелодией размером в несколько тактов, сопровождаемой более или менее загадочной фразой на латыни. Эти части произведения иногда называют загадочными канонами. Исполнитель должен разгадать загадку, правильно проинтерпретировав мелодию с надписью как многоголосное произведение. Было показано, что у некоторых загадок имеется не одно решение, хотя сегодня обычно публикуются более или менее стандартные решения, так что исполнитель может просто играть, не задумываясь о загадках автора.
Один из этих загадочных канонов, «in augmentationem» (т. е. с увеличением длительности нот), подписан «Notulis crescentibus crescat Fortuna Regis» (пусть удача короля увеличится, как эти ноты), а модулирующий канон, заканчивающийся на тон выше, чем он начинался, надписан «Ascendenteque Modulationis ascendat Gloria Regis» (пусть слава короля растёт, как восходящая модуляция).
В окончательном виде «Музыкальное приношение» состоит из: Двух ричеркаров, написанных на стольких нотоносцах, сколько в них голосов: шестиголосный ричеркар (фуга); трёхголосный ричеркар (фуга); Девяти канонов; Канонической фуги; Четырёхчастной трио-сонаты с участием флейты, на которой играл Фридрих.
Исключая трио-сонату, написанную для флейты, скрипки и генерал-баса, в пьесах стоит мало указаний, касающихся инструментах, на которых их предполагается исполнять.
Обычно ричеркары и каноны играются следующим образом: ричеркары исполняются на клавишных инструментах, разными группами инструментов камерного ансамбля, в то время как каноны исполняются инструментами трио-сонаты. Но известны записи этого произведения на одном инструменте (фортепиано, клавесин) или, наоборот, в оркестрованном варианте.
В современном исполнении порядок следования пьес обычно таков: трёхголосный ричеркар — 6 канонов — каноническая фуга — шестиголосный ричеркар — 2 канона — трио-соната — канон.
Игорь Борисович Маркевич (Markevich) (1912-1983) - французский
дирижер и композитор русского происхождения. Вместе с родителями уехал
в 1913 в Швейцарию. Дебютировал как дирижер в 1930 в Амстердаме.
Работал во Флоренции с оркестром фестиваля "Флорентийский музыкальный
май" (1945), выступал в Ковент Гардене (1945-55). Был руководителем
парижского оркестра "Концерты Ламурё" и др. В 1968-73 художественный
руководитель оперного театра в Монте-Карло. Создал систему
дирижерской "аппликатуры", расширяющей возможности показа оттенков
исполняемого сочинения. Автор музыкальных произведений (балеты, кантаты
и др.), книг по дирижированию. Гастролировал в СССР в 1963.
Jóhann Sebástian Bach - The Musical Offering (orch. Igor Markevitch) Orchestre National de la Radiodiffusion Fransaise Conductor: Igor Markevitch Rec. 18-29.VI.1956
|