Страсти по Матфею (нем. Matthäus-Passion или Matthæus Passion), BWV 244 — музыкальное произведение И. С. Баха для солистов, двух хоров и двух оркестров, созданное в 1727—1729 годах. Полное название: Passio Domini nostri Jesu Christi secundum Matthaeum. Либретто Х. Ф. Генрици (Пикандера). Страсти, или пассион, являются одними из наиболее масштабных вокальных произведений Баха и состоят из 68 музыкальных номеров, в том числе речитативов (включая чтение Евангелия нараспев), арий, хоралов и хоров. Общая продолжительность звучания — около 3 часов. Произведение, предназначенное для исполнения за лютеранским богослужением, в наши дни чаще исполняется на концертах. Благодаря драматизированному сюжету и конкретным действующим лицам, пассионы тяготеют к опере больше, чем другие хоровые произведения Баха. Музыка «Страстей по Матфею» принадлежит к вершинам баховского творчества. Пассионы Баха, или страсти — произведения для хора и оркестра на евангельскую тему страданий Христа, предназначенные для исполнения в Великую пятницу в церквях св. Фомы и св. Николая в Лейпциге. Известно, что Бах написал 4 или 5 пассионов, но только «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну» полностью дошли до наших дней. За годы службы кантором Бах более двадцати раз исполнял «Пассионы», как свои, так и других авторов, приноравливаясь к возможностям лейпцигских певцов и музыкантов. Они исполнялись в пятницу страстной недели попеременно в двух церквях. Богослужение начиналось около двух часов дня, сначала пелись хоралы, шла первая часть «Страстей». Затем, после пяти часов, исполнялась, тоже вместе с хоралами, их вторая часть. «Страсти по Матфею» И. С. Баха были впервые исполнены в церкви Св. Фомы (нем. Thomaskirche) в Лейпциге в Великую пятницу (11 апреля) 1727 года в церкви св. Фомы. К 1736 году Бах переработал их, исполнив вновь 30 марта 1736 года, использовав на этот раз два органа для инструментовки. Последний раз «Страсти по Матфею» исполнялись Бахом, по-видимому, в 1749 году. Впервые вне Лейпцига «Страсти по Матфею» были исполнены только 11 марта 1829 года, когда Феликс Мендельсон исполнил в Берлине сокращённую и переписанную версию с большим триумфом у публики. Посетивший концерт Гегель позже назвал Баха «великим, истинным протестантом, сильным и, так сказать, эрудированным гением, которого только недавно вновь мы научились ценить в полной мере»[3]. Возрождение Мендельсоном «Страстей по Матфею» способствовало развитию интереса к личности и творчеству великого композитора, особенно к его большим произведениям. В последующие годы продолжилась работа Мендельсона по популяризации музыки Баха и рост известности композитора. В 1850 году было основано «Баховское общество» (нем. Bach-Gesellschaft), основная задача которого — публикация полного академического собрания произведений Баха, которая была выполнена к 1900 году.
Сергей Александрович Кусевицкий родился 14 (26) июля 1874
в Вышнем Волочке. С 1900 по 1924 выступал как контрабасист и
дирижировал в России и в странах Европы; затем, в 1924 стал дирижером
Бостонского симфонического оркестра. С 1936 по 1950 (с перерывом в годы
войны 1942-1944) Кусевицкий дирижировал Бостонским оркестром на
Беркширском музыкальном фестивале в Танглвуде (около Ленокса, шт.
Массачусетс). Благодаря его усилиям в 1940 был создан Беркширский
музыкальный центр - летняя музыкальная школа, связанная с фестивалем. В
1942 начал свою деятельность Фонд Кусевицкого, одним из направлений
которого была поддержка современного творчества путем заказов новых
сочинений американским (и зарубежным) авторам. Как дирижер Кусевицкий
был известен, с одной стороны, своими интерпретациями русской,
французской и американской музыки, а с другой - частым включением в
программы премьер одаренных молодых композиторов. Умер Кусевицкий в
Бостоне 4 июня 1951. Подробнее о нем см. http://raritetclassic.com/publ/13-1-0-5
J.S. Bach: The Passion According to St. Matthew John Priebe, tenor Frederick Lechner, bass Keith Faulkner, bass Jeannette Vreeland, soprano Kathryn Meisle, contralto Harvard Glee Club & Radcliffe Choral Society Boston Symphony Orchestra Conductor: Serge Koussevitzky Rec.: March 26, 1937
|