Никола́й Семёнович Голова́нов (9 (21) января 1891, Москва — 28 августа 1953, там же) Русский дирижёр, пианист, композитор, педагог. Нар. арт. СССР (1948). С 1900 учился в моск. Синодальном уч-ще, где его преподавателями были В. С. Орлов и А. Д. Кастальский. Окончив уч-ще (в 1909) со званием регента 1-го разряда, работал дирижёром Синодального хора; выступал, в частности, в берлинской Певч. академии во время торжеств по поводу 100-летия Лейпцигской битвы (1913). В 1914 окончил Моск. консерваторию (класс композиции M. M. Ипполитова-Иванова и С. Н. Василенко). В 1915 впервые выступил как симф.дирижёр в концерте оркестра Большого театра и был принят в этот театр на должность помощника хормейстера. В 1919-28 и 1930-36 дирижёр, в 1948-53 гл. дирижёр Большого театра. С 1919 активно участвовал в работе оперной студии, организованной К. С. Станиславским при Большом театре, преобразованной впоследствии (1926) в Оперную студию-театр, а затем (1928) в Оперный театр им. К. С. Станиславского. С конца 20-х гг. деятельность Г. была связана также с Моск. филармонией и Моск. радиоцентром, где он возглавлял оперный Радиотеатр. В 1937-53 был худ. рук. и гл. дирижёром Большого симф. орк. Всесоюзного радио. С 1938 муз. руководитель оперного отдела вновь созданной (в 1935) Станиславским Оперно-драматич. студии; совм. с реж. M. H. Кедровым участвовал в работе над пост. опер: «Чио-Чио-сан» Пуччини, «Виндзорские проказницы» Николаи, «Княжна Мэри» Дегтярёва, «Дмитрий Донской» Крюкова. С 1907 вёл педагогич. деятельность. В 1925-29 и 1943-44 профессор оркестрового и оперного классов Моск. консерватории. Постановка оперы «Царская невеста», осуществлённая под рук. Г. (1926) студентами оперного класса и студенч. оркестром, - первый спектакль консерватории после Окт. социалистич. революции. В Большом театре Г. пост. оперы «Борис Годунов» (1948, Гос. пр. СССР, 1949), «Садко» (1949, Гос. пр. СССР, 1950), «Хованщина» (1950, Гос. пр. СССР, 1951). Г. - один из самобытных представителей русский дирижёрской школы. Отличаясь выдающимися организаторскими способностями и энергией, он с первых лет Сов. власти стал горячим пропагандистом рус. классич. музыки и произв. советский композиторов: Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, Т. Н. Хренникова. Исполнительский стиль Г. характеризовался активностью дирижёрской воли, эмоциональным накалом, сочетанием широкой полнозвучной кантилены с яркими динамическими контрастами. Стремясь к наиболее полному выявлению своего творч. замысла, Г. нередко (особенно в 1-й пол. деятельности) прибегал к смелым (иногда спорным) оркестровым «ретушам», меняя текст авторской партитуры. Исключительная требовательность в работе давала ему возможность достигать высокой слаженности оперно-симф. ансамбля. В обширном репертуаре Г. особое место принадлежало рус. оперной классике и прежде всего операм М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина. Гос. пр. СССР (1946). Был тонким пианистом-аккомпаниатором, выступавшим в течение мн. лет в ансамбле с А. В. Неждановой. A.P. Borodin: Symphony No.2 The Great Symphony Orchestra of the All-Union Radio and Central TV
Conductor: N.S. Golovanov Rec. 1947
|