Творческий путь Германа Абендрота во многом прошел на глазах советской аудитории. Впервые он приехал в СССР еще в 1925 году. К этому времени сорокадвухлетний артист уже успел занять прочное место в когорте европейских дирижеров, столь богатой тогда славными именами. За его плечами была отличная школа (он воспитывался в Мюнхене под руководством Ф. Мотля) и немалый дирижерский стаж. Уже в 1903 году молодой дирижер возглавил Мюнхенское «Оркестровое общество», а два года спустя стал капельмейстером оперы и концертов в Любеке. Затем он работал в Эссене, Кёльне, а после первой мировой войны, став уже профессором, возглавил Кёльнскую музыкальную школу и занялся педагогической деятельностью. Его гастроли проходили во Франции, Италии, Дании, Нидерландах; трижды приезжал он и в нашу страну. Один из советских критиков отмечал: «Дирижер с первого же выступления завоевал прочные симпатии. Можно констатировать, что в лице Абендрота мы познакомились с крупной артистической индивидуальностью... Абендрот представляет выдающийся интерес как прекрасный техник и весьма одаренный природой музыкант, впитавший в себя лучшие традиции германской музыкальной культуры».
Симпатии эти упрочились после многочисленных концертов, в которых артист исполнил обширный и разнообразный репертуар, включавший сочинения его любимых композиторов — Генделя, Бетховена, Шуберта, Брукнера, Вагнера, Листа, Регера, Р. Штрауса; особенно тепло было принято исполнение Пятой симфонии Чайковского.
Таким образом, уже в 20-е годы советские слушатели по достоинству оценили талант и мастерство дирижера. И. Соллертинский писал: «В умении Абендрота владеть оркестром нет ничего от позерства, умышленной самоиясценировки или истерической судорожности. При больших технических ресурсах, он вовсе не склонен кокетничать виртуозностью кисти руки или левого мизинца. Темпераментным и широким жестом Абендрот способен извлечь из оркестра гигантскую звучность, не теряя при этом внешнего спокойствия». Новая встреча с Абендротом произошла уже в пятидесятые годы. Для многих это было первое знакомство, ибо выросла и изменилась аудитория. Не стояло на месте и искусство артиста. На сей раз перед нами предстал умудренный жизнью и опытом мастер. Это естественно: Абендрот долгие годы работал с лучшими немецкими коллективами, руководил оперой и концертами в Веймаре, одновременно был также главным дирижером оркестра Берлинского радио и гастролировал во многих странах. Выступая в СССР в 1951 и 1954 годах, Абендрот вновь покорил слушателей, продемонстрировав лучшие стороны своего таланта. «Радостным событием в музыкальной жизни нашей столицы, — писал Д. Шостакович,—явилось исполнение под управлением выдающегося немецкого дирижера Германа Абендрота всех девяти симфоний Бетховена, увертюры «Кориолан» и Третьего фортепианного концерта... Г. Абендрот оправдал надежды москвичей. Он проявил себя блестящим знатоком бетховенских партитур, талантливым истолкователем бетховенских идей. В безупречной и по форме и по содержанию трактовке Г. Абендрота симфонии Бетховена прозвучали с глубокой динамической страстью, так присущей всему бетховенскому творчеству. Обычно, когда хотят отметить дирижера, говорят, что в его исполнении произведение прозвучало «по-новому». Заслуга Германа Абендрота именно в том, что в его исполнении бетховенские симфонии прозвучали не по-новому, а по-бетховенски». Говоря о характерных чертах дирижерского облика артиста, его советский коллега А. Гаук подчеркивал «сочетание умения мыслить крупными масштабами форм с предельно ясной, четкой, филигранной прорисовкой деталей партитуры, стремление выявить каждый инструмент, каждый эпизод, каждый голос, подчеркнуть ритмическую остроту рисунка».
Все эти черты делали Абендрота замечательным истолкователем музыки Баха и Моцарта, Бетховена и Брукнера; они же позволяли ему проникать в глубину творений Чайковского, симфоний Шостаковича и Прокофьева, которые занимали значительное место в его репертуаре.
Абендрот до конца дней вел интенсивную концертную деятельность.
Свой талант артиста и педагога дирижер отдал строительству новой культуры Германской Демократической Республики. Правительство ГДР удостоило его высоких наград и Национальной премии (1949). Материал подготовлен на основе книги "Современные дирижеры", Москва 1969, Издательство "Советский композитор". Ludwig van Beethoven Symphony no 9 in D minor, Op. 125 "Choral" Anny Schlemm, soprano Diana Eustrati, alto Gert Lutze, tenor Karl Paul, bass Rundfunkchor Leipzig Univeritatchor Leipzig Rundfunk-Sinfonie-Orchester Leipzig Rec. 6.01.1953 (live) |