Берлиоз — яркий представитель романтизма в музыке, создатель романтической программной симфонии. Искусство Берлиоза во многом родственно творчеству В. Гюго в литературе и Э. Делакруа в живописи. Художник-новатор, Берлиоз смело вводил новшества в области музыкальной формы, гармонии и особенно инструментовки (выдающийся мастер оркестровки), тяготел к театрализации симфонической музыки, грандиозным масштабам сочинений. Стиль Берлиоза определился уже в «Фантастической симфонии» (1830, подзаголовок — «Эпизод из жизни художника»). Это известнейшее сочинение Берлиоза — первая романтическая программная симфония. В ней нашли отражение типичные для того времени настроения (разлад с действительностью, преувеличенная эмоциональность и чувствительность). Субъективные переживания художника поднимаются в симфонии до социальных обобщений: тема «несчастной любви» приобретает значение трагедии утраченных иллюзий. Вслед за симфонией Берлиоз пишет монодраму «Лелио, или Возвращение к жизни» (1831, продолжение «Фантастической симфонии»). Берлиоза привлекали сюжеты произведений Дж. Байрона — симфония для альта и оркестра «Гарольд в Италии» (1834), увертюра «Корсар» (1844); У. Шекспира — увертюра «Король Лир» (1831), драматическая симфония «Ромео и Джульетта» (1839), комическая опера «Беатриче и Бенедикт» (1862, на сюжет «Много шума из ничего»); И. В. Гёте — драматическая легенда (оратория) «Осуждение Фауста» (1846, свободно трактующая поэму Гёте). Берлиозу принадлежат также опера «Бенвенуто Челлини» (пост. 1838); 6 кантат; оркестровые увертюры, в том числе «Римский карнавал» (1844); романсы и др. Собрание сочинений в 9 сериях (20 тт.) издано в Лейпциге (1900—07). Берлиоз был выдающимся дирижёром. Наряду с Р. Вагнером он положил основание новой школе дирижирования. Берлиоз внёс существенный вклад в развитие музыкально-критической мысли. Он первый среди зарубежных критиков оценил значение М. И. Глинки (статья о Глинке, 1845) и вообще русской музыки. (информация о Берлиозе с: http://music.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12929&ob_no=12930) О Бруно Вальтере см. http://raritetclassic.com/load/4-1-0-198
H. Berlioz. Symphonie phantastique. 1. Rêveries – Passions
2. Un bal
3. Scène aux champs
4. Marche au supplice
5. Songe d'une nuit du sabbat
Orchestre de la Société des Concerts du Conservatoire de Paris, conductor: Bruno Walter May 19 & 20, 1939; Paris.
|