Меню сайта

Search



RARITETCLASSIC.COM © 2009-2020

Rare classical music

Среда, 24.04.2024, 12:24
Это Вы: Гость | Группа "Гости" | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Аудио » Аудио[ Добавить материал ]

Félia Litvinne sings Donizetti, Meyerbeer, Verdi, Massenet, Bizet, Saint-Saëns, Wagner, Gounod, Mascagni, Schumann, Rubinstein
22.06.2017, 01:57

Фелия Литвин в юности. Портрет работы Алексея Харламова.

ЛИТВИН (Litvinne; наст. имя и фам. Франсуаза-Жанна Шютц/Françoise-Jeanne Schütz; сцен. псевд. Литвин; по мужу Литвинова) Фелия (Félia; Фекла, Фанни) Васильевна, 31.8(12.9).1861 (в нек-рых источ. 1860 и 1863), Петербург — 12.10.1936, Париж — арт. оперы (лирико-драм. сопрано), концерт. певица и вокальный педагог. Отец был русский, мать канадка. Музыке и пению обучалась у лучших педагогов Италии. С 15 лет жила в Париже, где по совету певца Ж. Буи в течение трех лет брала уроки пения у Барт-Бандерали (Barthe-Banderali), затем у П. Виардо (нач. 1880-х гг.), затем у Виктора Мореля (Maurel). В 16 лет впервые выступила в париж. зале "Плейель", где исп. арию Леоноры ("Трубадур" Дж. Верди). В 1884 (в нек-рых источ. 1882) дебютировала под именем Фелия Литвинова в партии Амелии ("Симон Бокканегра" Дж. Верди) на сцене париж. Итал. т-ра (эту роль готовила под рук. В. Мореля, а также пользовалась советами братьев Э. и Я. де Решке), заменив заболевшую певицу Fidè Devriès. Через 6 месяцев в этом же т-ре состоялся её официальный дебют в партии Ельвиры ("Эрнани" Дж. Верди). Позднее пела в Бордо, Женеве (здесь по приглашению Ж. Массне исп. партию Саломеи в его опере "Иродиада"), Генуи, Барселоне (где за три дня подготовила под рук. И. Альбениса партию Донны Анны — "Дон Жуан" В. А. Моцарта). В 1885/86 гастролировала в США в составе Mapleson Opera Company. В сезоне 1886/87 выступала в Брюссельском т-ре "Ла Монне" (в партиях лирич., колор. и драм. сопрано, а также впервые исп. партию Брунгильды — "Валькирия" Р. Вагнера). В 1888 пела в Риме (т-р "Констанци") и Венеции (т-р "Ла Фениче"). В 1889 выступала на сцене Париж. т-ра "Гранд-Опера" (дебютировала в партии Валентины — "Гугеноты" Дж. Мейербера; здесь по желанию Ш. Гуно исп. партию Маргариты — "Фауст" Ш. Гуно). Затем была приглашена в Неаполь (т-р "Сан-Карло") и Милан (1890, т-р "Ла Скала", на сцене к-рого пела с М. Баттистини и Э. Кальве; здесь выступала ежегодно до 1896, в т. ч. в партиях Катерины Аррагонской и Далилы в операх К. Сен-Санса "Генрих VIII" и "Самсон и Далила" в присутствии автора). В октябре того же года дебютировала в партии Валентины ("Гугеноты" Дж. Мейербера) в моск. Большом т-ре. В марте 1890 гастролировала в Москве (т-р Шелапутина, Итал. антр. С. Мамонтова). С сент. 1891 до февр. 1892 пела в петерб. Мариинском т-ре, где выступала в зарубеж. репертуаре, а также в партиях Наташи ("Русалка" А. Даргомыжского) и Юдифи (одноим. опера А. Серова). В том же году гастролировала в Москве в составе итал. труппы вместе с А. Мазини, А. Котоньи, затем получила приглашение в одесскую Итал. оперу. В 1892 пела в Мадриде. В 1893 вышла замуж за франц. врача Эммануэля Депу (лечащий врач А. Доде), однако вскоре с ним развелась из-за того, что он запретил ей выступать на сцене. В 1895 пела в Марселе ("Аида" Дж. Верди, "Фауст" Ш. Гуно, "Гугеноты" Дж. Мейербера, "Африканка" Дж. Мейербера, "Лоэнгрин" Р. Вагнера), Монте-Карло (на её выступлении присутствовала известная певица А. Патти). В сезоне 1896/97 гастроли в "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк, дебютировала в партии Валентины — "Гугеноты" Дж. Мейербера, 25.11.1896). Здесь пела в операх "Африканка", "Аида", "Дон-Жуан", "Фауст", "Гамлет", "Лоэнгрин", "Зигфрид", "Тристан и Изольда". В 1898 в составе нем. оперной труппы выступила в Петербурге перед рус. зрителями в операх Р. Вагнера, впервые исполненных в России. В 1899—1910 ежегодно гастролировала в лондон. "Ковент-Гарден". В 1899—1904 и 1912 ежегодно гастролировала в петерб. Мариинском т-ре, где пела в операх Р. Вагнера и в "Фаусте" Ш. Гуно. В 1903 получила звание "Солистка Его Величества". Гастролировала в Брюсселе (Брунгильда — "Гибель богов" Р. Вагнера, 1901), Париже (в операх Р. Вагнера — Изольда — "Тристан и Изольда", 1899, Théâtre Nouveau; Брунгильда — "Гибель богов", 1902, Théâtre du Château d’Eau), Амстердаме (1905, Кундри — "Парсифаль" Р. Вагнера), Arena Béziers (заглавная партия в "Армиде" Глюка, 1905) Монте-Карло (1906), Брюсселе (1907). 10 (23) мая 1907 в Париже принимала участие в 3-м Рус. историческом концерте п/у А. Никиша, где исп. вместе с Ф. И. Шаляпиным дуэт Князя Игоря и Ярославны ("Князь Игорь" А. Бородина). В 1908 совершила гастрольную поездку по России (Москва, Киев, Харьков, Одесса). В конце 1913 исп. партию Кундри в Петербурге (Эрмитажный т-р; Народный дом). Среди др. многочисленных гастролей певицы следует отметить выступления в Париже (1909, в составе антр. С. Дягилева, т-р Шатле), Монте-Карло (1909), Южн. Америке — Буэнос-Айрес, Сант-Яго, Монтевидео, Рио-де-Жанейро; Лондоне ("Дон Жуан" В. А. Моцарта, вместе с Э. Карузо), Милане (т-р "Ла Скала", в опере Р. Вагнера "Гибель богов" п/у А. Тосканини), Австрии, Румынии. В 1915 состоялось последнее выступление певицы на оперной сцене (Монте-Карло, "Аида" Дж. Верди, вместе с Э. Карузо). В 1917 однажды выступила на сцене париж. т-ра "Гранд-Опера" в поставленной ею опере "Юдифь" А. де Полиньяк, в 1919 — в т-ре города Виши.

 

Обладала феноменальным по силе и широте диапазона голосом (две с половиной октавы с контральтовым регистром, от нижнего соль до верхнего ре), первоклассной муз. памятью, позволявшей ей учить партии в короткие сроки (за три дня подготовила партию Донны Анны в "Дон Жуане" В. А. Моцарта), легко преодолевала тесситурные и технические трудности. Голос ("героическое сопрано") отличался драм. выразительностью, исп. — чувством стиля. Являлась представительницей франц. школы сцен. искусства. Репертуар насчитывал свыше 40 партий — лирико-драм. сопрано, меццо-сопрановые (Кармен — в одноим. опере Ж. Бизе) и контральтовые (Далила). Исполнительской манере Л. была присуща сдержанность; в какой-то мере она была продиктована внешними данными певицы (высокий рост, массивная фигура). Образ создавался ею прежде всего вокальными средствами. Вместе с тем сцен. поведение арт., как писал муз. критик, отличалось "изяществом, гибкостью и пластичностью". Считалась одной из лучших интерпретаторов партий в операх Вагнера, участвовала в вагнеровских сезонах в Байрейте. Созданный ею образ Армиды в одноим. опере Глюка до сих пор считается непревзойденным. Особенным мастерством отличался созданный ею на сцене этого т-ра трагедийный образ Юдифи ("Юдифь" А. Серова; по свидетельству современников, она затмила предыдущих исп. роли — В. Бианки, М. Коровину, М. П. Юневич).

1-я исп. партий: ? ("Предок"/"L’Ancêtre" К. Сен-Санса, 24 февр. 1906, Монте-Карло);

на рус. сцене — Изольды ("Тристан и Изольда" Р. Вагнера, 1899, одна из лучших в её репертуаре, в этой партии выступала в Германии, Франции, Америке, исп. на четырех языках), Брунгильды ("Гибель богов" Р. Вагнера, 1903), Кундри ("Парсифаль" Р. Вагнера, в сценич. версии 1913/14; муз. критик Каратыгин писал: что "голос артистки звучал тускло, неровно. Художественная сторона ее пения совсем не удовлетворительна");

в России — Сантуццы ("Сельская честь" П. Масканьи, на итал. яз., Москва, Итал. опера, Большой т-р, п/у Э. М. Бевиньяни 17 марта 1891), Изольды ("Тристан и Изольда" Р. Вагнера, С.-Петербург, Немецкая опера, 1898), Брунгильды (на нем. яз., "Валькирия" Р. Вагнера, Москва, Немецкая опера, Большой т-р, март 1902);

в Мариинском т-ре — Брунгильды ("Зигфрид" Р. Вагнера, 1902);

в Монте-Карло — Наташи ("Русалка" А. Даргомыжского, на итал. яз., 1909);

в Париже — Юдифи (одноим. опера А. Серова, конц. исп., совместно с Ф. И. Шаляпиным; т-р "Шатле", антр. С. Дягилева, 25 мая (7 июня) 1909; на этом спектакле пристутствовал К. Сен-Санс); Брунгильды ("Кольцо нибелунга" Р. Вагнера, "Гранд Опера", 1911).

Постановки вагнеровских опер с участием Ф. Литвин и И. В. Ершова стали выдающимся событием рус. муз. культуры. На сценах Франции и Бельгии выступала в операх К. В. Глюка "Альцеста" (1904) и "Армида" (1907), Г. Берлиоза "Троянцы в Карфагене" (Дидона).

Др. партии: Донна Анна ("Дон Жуан" В. А. Моцарта), Селика ("Африканка" Дж. Мейербера), Валентина ("Гугеноты" Дж. Мейербера), Рахиль ("Жидовка" Ж. Ф. Галеви), Гертруда ("Гамлет" А. Тома), Леонора Гусман ("Фаворитка" Г. Доницетти), Лукреция Борджиа (одноим. опера Г. Доницетти), Леонора ("Трубадур" Дж. Верди), Эльвира ("Эрнани" Дж. Верди), Амелия (Бал-маскарад" Дж. Верди), Джильда ("Риголетто" Дж. Верди), Аида (одноим. опера Дж. Верди), Флория Тоска ("Тоска" Дж. Пуччини), Джоконда (одноим. опера А. Понкьелли), Венера ("Тангейзер" Р. Вагнера).

Партнёры: А. Ю. Больска, Н. А. Большаков, А. М. Давыдов, И. В. Ершов, В. И. Касторский, Б. Б. Корсов, А. Мазини, Н. Мельба, Решке, Т. Руффо, А. В. Смирнов, Д. А. Смирнов, Ф. И. Стравинский, И. В. Тартаков, Ф. И. Шаляпин, В. С. Шаронов. Пела п/у Т. Бичема, Ф. М. Блуменфельда, П. Видаля, С. Дюпюи, Л. Жеэна, А. Коутса, Э. А. Крушевского, Э. А. Купера, А. Луиджини, Д. Мартуччи, В. Менгельберга, Ф. Мотля, Л. Муньоне, Э. Ф. Направника, Х. Рихтера, К. Сен-Санса, А. Б. Хессина.

Принимала участие в концертах РМО, концертах А. Зилоти и С. Кусевицкого (Петербург), в концертах п/у А. Никиша (Берлин), "Исторических концертах", организованных С. Дягилевым, Париж, 1907 (Плач Ярославны и дуэт Ярославны и Игоря из оперы "Князь Игорь" вместе с Ф. И. Шаляпиным), в Париже (1903, поэма для голоса с оркестром "Пентезилея" А. Брюно, "Смерть Изольды" Р. Вагнера, ария Агаты из "Вольного стрелка" Вебера п/у Шевийяра. Рецензию на этот концерт написал К. Дебюсси), в Вене.

 

Л. была также выдающейся камерной певицей.

26 сент. 1909 состоялся сольный концерт в Париже — аккомпанировал А. Зилоти. Исполнила циклы Р. Шумана "Любовь поэта", М. Мусоргского "Песни и пляски смерти", 5 песен Р. Вагнера, романсы Л. Бетховена (в том числе "In questa tomba"). В ноябре 1909 исп. эту же програму в России. Один из критиков писал в РМГ. 1909. № 49, с. 1174: "Великолепная драматическая певица показала свой, еще не знакомый Петербургу, лирический талант, исполнив весь шумановский цикл "Dichterliebe" (16 песен) с такой непосредственной искренностью и простой выражения и вместе с таким богатством нюансов, с такой художественностью отделки, что захватила внимание всей аудитории... Что лучше спела Литвин — "Dichterliebe" или "5 Gedichte" Вагнера — определить затруднительно. Оба лучше — и там и здесь исполнение достигло равной художественной безупречности, равной красоты и глубины выражения". Другой критик отмечал: "В этот вечер мы испытали высокое художественное наслаждение, слились в одно — прелестная поэзия слов, красота музыки, чары голоса и безупречное совершенство сопровождения" ("Речь", 28 нояб. 1909). С большим успехом выступала с концертами в Москве (1909) — песни Ф. Шуберта "Город", "Двойник", "Смерть и девушка", "Гретхен за прялкой"), романсы П. Чайковского, М. Мусоргского, Й. Брамса, Г. Форе; в окт. 1913 — цикл романсов С. Рахманинова ("Чуть ли не все вошедшие [в программу] романсы Рахманинова были немедленно повторяемы по воле публики, а далее шел еще ряд романсов этого композитора, спетых уже на бис. Исполнение некоторых вещей было образцовым, безукоризненным" // "Русское слово", 30 окт. 1913). После 1-й мировой войны певица не приезжала в Россию, однако давала концерты в пользу рус. колонии, выступала перед солдатами рус. экспедиционного корпуса во Франции (1915—16). Последнее выступление певицы на конц. эстраде состоялось в 1924 в париж. зале "Гаво".

Камерный репертуар включал произв. В. А. Моцарта, М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Бородина. Впервые в России исп. произв. франц. композиторов А. Дюпарка, Г. Форе, а также Ф. Шопена (в Варшаве исп. с большим мастерством его песни на польском яз.) и др. В концертах выступала в ансамбле с выдающимися музыкантами А. Корто, М. Лонг, К. Сен-Сансом, Дж. Энеску, А. Гречаниновым, С. Танеевым, Антоном Рубинштейном, А. Зилоти, Артуром Рубинштейном.

С. Рахманинов посвятил певице романс "Диссонанс" (op. 34 № 13, 1912).

Искусство певицы высоко ценили И. Альбенис, Ш. Гуно, К. Дебюсси, А. Доде, Ж. Массне, Г. Форе, Т. Щепкина-Куперник, А. Харламов (художник завещал певице все свое художественное достояние).

С 1927 преподавала в Американской конс. в Фонтенбло (проф.).

Среди её учениц — Анна Вешлер, Габриель Доли, Миранда Монтефиоре, франц. певица Marcelle Denya. У неё совершенствовались в вокальном мастерстве рус. певцы И. А. Алчевский, Н. П. Кошиц, Н. Н. Куклин, В. Павловская-Боровик, франц. певицы Ж. Любен (Germaine Lubin), Р. Феар, рум. певица П. Штефэнеску, Гоангэ (1902—1973), амер. певица Л. Гренвилл.

Награждена франц. орденом Почетного легиона (1927).

Имеются портреты Л. художников А. Харламова и Ю. Лемана. В её архиве находились письма известных деятелей рус. культуры, в т. ч. И. Тургенева (судьба архива неизвестна).

 

Записывалась на грампластинки (39 произв.) в Париже ("Граммофон"/G & T, 1902, 1903; "Пате"/Pathé, 1904; "Фонотипия", 1905; "Одеон"/Odéon de Luxe, 1907) и Петербурге ("Пате"/Pathé, 1904; "Одеон", 1908).

Фирма Marstonrecords выпустила диск с архивными записями певицы:

The Complete Felia Litvinne 52049-2,

см. http://www.marstonrecords.com/litvinne/litvinne_tracks.htm

Соч.: Ma vie et mon art (Paris, 1933; в рус. пер. — Моя жизнь и мое искусство. — Л., 1967).

Лит.: Свириденко С. Вагнеровские типы. Трилогия "Кольцо нибелунга" и артисты Петербургской оперы. — СПб., 1908. С. 172—174;

Литвин Фелия Васильевна // Словарь сценических деятелей. — СПб., 1903. Вып. 14. С. 4—5;

Турне Литвин и Турхановой // Обозрение театров. 1909. № 796. С. 8;

Приезд любимицы "вагнеристов": Беседа с г-жею Литвин // Пб. газета. 1912. 30 нояб. [Театрал.];

У Фелии Литвин // Бирж. ведомости. 1912. 21 янв.;

У Фелии Литвин // Бирж. ведомости. 1912. 2 нояб.;

У Фелии Литвин // Бирж. ведомости. 1913. 1 окт.;

У Фелии Литвин // Раннее утро. 1913. 23 окт. [Кон.];

Брунгильда в стане союзников // Бирж. ведомости. 1915. 11 авг.;

Волконский С. Мои воспоминания. — 1923. С. 111—112;

Старк Э. (Зигфрид). Петербургская опера и её мастера. 1890—1910. — Л.; М., 1940. С. 42—50;

Щепкина-Куперник Т. Л. Театр в моей жизни. — М., Л., 1948. С. 87—89;

Похитонов Д. И. Из прошлого русской оперы. — Л., 1949. С. 170—172, 175—176;

Левик С. Ю. Фелия Литвин // Сов. музыка. 1960. № 6;

Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962;

К. Дебюсси: Статьи. Рецензии. Беседы. — М.; Л., 1964. С. 114—115;

Гозенпуд А. А. Фелия Литвин. Предисл. к кн.: Литвин Ф. Моя жизнь и мое искусство. — Л., 1967. С. 3—26;

Гозенпуд А. А. Русский оперный театр на рубеже XIX—ХХ веков и Ф. И. Шаляпин. 1890—1904. — Л., 1974;

Д. П. Мемуары оперной артистки // Муз. жизнь. 1968. С. 24.

Ширинский Надир, Фотоальбом: "Боги сцены Российской Империи" ГУП Редакция журнала "Московский журнал. История государства Российского". Москва. 2004.

Источник: А. Пружанский. Словарь «Отечественные певцы. 1750—1917», т. I.


Об Альфреде Корто см. например

http://raritetclassic.com/load/%D0%90%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%BE/4-1-0-244


Формат: APE

Категория: Аудио | Добавил: skass2007 | Теги: Saint-Saëns, Verdi, Schumann, Bizet, Massenet, Meyerbeer, Wagner, Gounod, Mascagni, Donizetti
Просмотров: 1971 | Загрузок: 0 | Комментарии: 8 | Рейтинг: / |
Всего комментариев: 8
Entrance
Логин:
Пароль:
Chat
Categories
Аудио [1195]

www.raritetclassic.com © 2024

Яндекс.Метрика