Меню сайта |
| |
|
RARITETCLASSIC.COM © 2009-2020
|
|
Rare classical music
|
| Суббота, 21.12.2024, 16:56 Это Вы:
Гость | Группа "Гости" | RSS |
|
|
|
Великая традиция дирижирования.
| |
Gtn | Дата: Среда, 03.06.2009, 21:05 | Сообщение # 1 |
Пользователь
Группа: Проверенные
Сообщений: 16
Статус: Offline
| Слушая пока лишь малую часть из необозримого богатства здешних записей, поневоле задаешься вопросом - что же так отличает великолепные трактовки дирижеров прошлого от нынешних интерпретаций, зачастую лишенных чего-то очень и очено важного... И кажется дело вот в чем: Все-таки дирижерская школа, немного отставая от инструменталистов в своем развитии, оставила нам благодаря этому "запаздыванию" образцы ВЫСОКОГО романтизма. Того полнокровного и живого направления, которое у инструменталистов к моменту более-менее качественной звукозаписи уже переросло в постромантизм и другие стилистические изыски. Разве, что на восковых валиках из собрания Блока 1890-94 можно сквозь немыслимые шумы услышать далекое эхо полнокровно-романтического стиля. Игра Есиповой, Пабста, Танеева и Аренского несмотря на искажения все-таки доносит до нас подлинный живой дух музыки той эпохи. Сияющей полнокровной и потрясающе правдивой - от первого лица выражающей непостредственное "содержание", без "стилистических" реставраций и рефлексии. Но дирижеры в полной мере еще в 20 веке сохраняли эти качества. Безусловно высочайшая наполненность содержанием. Каждый голос осмыслен, наполнен правдивым выражением и вся фактура приобретает все признаки живого организме со своим кровообращением, пульсом, дыханием. Как же досадно было не так давно слушать симфонии Моцарта в современной интерпретации с совершенно механическим ритмом и бессмысленным аккомпанементом, будто не ведающим ничего о собственной полифонии. Отчасти это связано с "новой ритмичностью" - поверхностной и формальной. Это легче слушается дилетантами, им приятнее. Но музыканту страшно досадно. Ничего подобного нет у великих мастеров прошлого. Их музыка даже не нуждается в роскоши соременного качества. её слушать намного приятнее просто по самой музыке. Потрясающе ясные звучания, намерения, рельефность и подлинно высокохудожественная драматургия целого - это и урок нам и нетленная драгоценность. которую нужно помнить, изучать, осваивать.
Skipe - petergtn
|
|
| |
Павел | Дата: Четверг, 04.06.2009, 00:49 | Сообщение # 2 |
Администратор
Группа: Administrator
Сообщений: 28
Статус: Offline
| Да, я с Вами согласен на все 100%, но хочу добавить от себя. Вот мы говорим о неподражаемости и "потрясности" даже в силу несовершенных записей, но мы забываем чьи они ученики. Да-а-а-а, были времена! Представляете как звучали оркестры п/у Рихтера, Бюлова, Моттля, Малера??? Кстати, ходила легенда, что Бюлов записал на эдисоновские цилиндры весь комплект симфоний Бетховена, но после записи цикла ему не понравилось качество звучания и он приказал их уничтожить. Уничтожил ли их Эдисон или нет, не известно. Я хотел бы сравнить некоторые исполнения на примере 40-й Моцарта. Начнем более глобально. Что Вы ощущаете, когда слушаете 40-ую в исполнении дирижеров "старой" и "новой" школы? Лично я, только при первых тактах звучания оркестра Караяна и прочих, побыстрее стараюсь выключить, ибо не люблю засорять голову тем, что ни несет никакой нагрузки (в данном случае духовной). Я не слышу там ничего, кроме музыки. Ни интерпретации, ни драматического накала, ни особого ощущения этого произведения, которое должен обеспечить дирижер слушателю при исполнении произведения. Это тоже, как просто, без каких-то усилий понять написанное, читать "Божественную комедию" Данте. Звучание оркестра бедное, сухое, отточенное, короче говоря страшно отдаёт академизмом. А если включить запись Фрида. Сразу поражает размах и звучание. Это как смотреть на алмаз с идеальной огранкой с богатым внешним освещением. Звучание оркестра переливается, хоть Фрид и утяжеляет некоторые моменты, но это настолько гармонично, что невольно думаешь: "Да, так и надо! По-другому тут никак." Он свободно обращается с темпами, не загоняя их в какие-то определенные рамки, не ограничивает приёмы интерпретации. Тоже я могу сказать и про Кусевицкого, и про Фуртвенглера, и про Кна, и про Эриха Кляйбера.... Каждый дирижер, представляющий ещё ту старую школу, доносит до нас индивидуальное видение того или иного произведения. Всё по-разному (извините за простоту). А современные записи (в частности после 60-х) похожи на штампы. Возьмите записи Караяна, Баренбойма, Янсонса и других. Да, звучание разное (в зависимости от оркестра), но замысел один и тот же. Тут я хочу повторить фразу предыдущего сообщения "Отчасти это связано с "новой ритмичностью" - поверхностной и формальной. Это легче слушается дилетантами, им приятнее. Но музыканту страшно досадно. Ничего подобного нет у великих мастеров прошлого. Их музыка даже не нуждается в роскоши соременного качества." Пока всё.
Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему... Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.
|
|
| |
Gtn | Дата: Пятница, 05.06.2009, 17:01 | Сообщение # 3 |
Пользователь
Группа: Проверенные
Сообщений: 16
Статус: Offline
| А еще мне рассказывал ***, что у Караяна, когда тот его пригласил к себе, в его личной ложе (естественно, в глубине её), была установлена ванна, сидя в которой он иногда принимал молодых талантливых солистов...
Skipe - petergtn
|
|
| |
Gtn | Дата: Понедельник, 08.06.2009, 22:42 | Сообщение # 4 |
Пользователь
Группа: Проверенные
Сообщений: 16
Статус: Offline
| Слушаю Самосуда! Более всего восхищет сама возможность столь разного и в то же время наполненного смыслом и энергией исполнения. Фрид великолепен. но и Самосуд просто - останавливает! Ах, эта несравненная русская эмоциональность. Похоже, первые исполнители g-moll'ной так же не могли удержаться от эмоциональности. Что-то есть в каждом исполнении глубоко подлинное и ... утерянное ныне. Потом напишу "поаналитичнее".. Сейчас могу только слушать и восхищаться. Дополнение. Я вот тут подумал и вспомнил слова Андрея Гаврилова, о том, что для него Моцарт - на грани возможного, "неврастеник" и требует крайнего напряжения всех чувств и способностей. Думаю, что Самосуд вполне воплотил эту концепцию "сумасшедшео" Моцарта - крайне наружу нервами и восприятием... Это убеждает!
Skipe - petergtn
Сообщение отредактировал Gtn - Понедельник, 08.06.2009, 23:11 |
|
| |
Павел | Дата: Понедельник, 08.06.2009, 23:22 | Сообщение # 5 |
Администратор
Группа: Administrator
Сообщений: 28
Статус: Offline
| Лично я не ищу в Моцарте "нерва". Подобными поисками занимаюсь в Бетховене, Брукнере (хотя этого "нерва" там сполна и так), Малере.... Ув. Gtn, а Вы слушали, выложенного мною, Кнаппертсбуша с Моцартом? Как оно Вам? Вот это "мой" Моцарт. Такой "вдумчиво-монументальный". Я его вижу таким. Хотя, понимаю, что такое звучание больше подходит тому же Брукнеру и Баху, но я именно так воспринимаю МУЗЫКУ.
Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему... Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.
|
|
| |
Gtn | Дата: Вторник, 09.06.2009, 00:58 | Сообщение # 6 |
Пользователь
Группа: Проверенные
Сообщений: 16
Статус: Offline
| Кнаппертсбуша я слышал много раньше. и он мне одно время занял воображение подлинного исполнения этой симфонии (речь о 40) . Где-тоя об этом даже писал. но вот ведь проклятая темя - эта 40-я симфония. Этот разочаровавшийся Керубино... Это нечто - недостижимое в идеале исполнения как и многое у Моцарта. Кажется - вот оно, ан, нет только отголосок истины. Тут нужно подумать. Это - как у пианистов с "Лунной" сонатой...
Skipe - petergtn
Сообщение отредактировал Gtn - Вторник, 09.06.2009, 00:59 |
|
| |
Павел | Дата: Вторник, 09.06.2009, 01:01 | Сообщение # 7 |
Администратор
Группа: Administrator
Сообщений: 28
Статус: Offline
| Quote (Gtn) Кнаппертсбуша я слышал много раньше. и он мне одно время занял воображение подлинного исполнения этой симфонии (речь о 40) Почему именно так? Хочется узнать именно Вашу точку зрения.
Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему... Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.
|
|
| |
Gtn | Дата: Среда, 10.06.2009, 11:50 | Сообщение # 8 |
Пользователь
Группа: Проверенные
Сообщений: 16
Статус: Offline
| В его исполнении есть какое-то уникальное сочетание многих, столь необходимых для Моцарта элементов. Это и обнаженный нерв и какой-то внутренний пульс, вокруг которого при известной свободе фразировки все организуется как вокруг какого-то неумолимого "ощущения судьбы". Моцартовкий экстремизм, так любимый мною, - вовсе не сглаженный, а достаточно резкий. Наполнение энергией и осмыслением каждой возможной точки фактуры, делающее всю ткань такой живой и динамичной. Еого Моцарт - высоковольтный и достаточно лишенный изоляции, чтобы не касаться его "голыми руками". Это именно то, что нужно. Общее равновесие сдержанности и страсти, благородства и откровенности, ритма и свободы. Изумительная фразировка.
Skipe - petergtn
|
|
| |
Павел | Дата: Воскресенье, 21.06.2009, 01:58 | Сообщение # 9 |
Администратор
Группа: Administrator
Сообщений: 28
Статус: Offline
| У меня возник очень иинтересный и не простой вопрос: почему большинство гениальнейших записей принадлежат то малоизвестным (старым) дирижерам, то зарыты в глубины госфоноархивов, то уже не выпускаются, ибо фирмы развалились, то их невозможно купить в силу редкости.... Почему? Пример: Девятая Бетховена с Малько и Маркевичем, сюиты "Арлезианка" и "Кармен" Бизе с Дезормьером, Девятая Шуберта с Джоржеску, Фантастичекая Берлиоза с Фридом... Почему от нас "прячут" истинные бриллианты и подсовывают нам в магазинах ширпотреб? Зайдите, например, в ПЛ (м. Третьяковская). Я поражаюсь, а последнее время и ужасаюсь, их наискуднейшему выбору. Окинешь печальным взглядом полки, забитые непонятно чем, и так тоскливо становится. Кругом Караян, Арнонкур, Гардинер и иже с ними... Коллекционеру и продохнуть нельзя. Редкий диск окажется более-менее ценным... Почему в России практически невозможно найти записей Горенштейна, Кна, Малько, Джоржеску, Фрида и т.д. Что на это влияет? Фирмы гонятся за прибылью, забывая о спросе, НО помня о предложении? Господа, я этого решительно не понимаю... С ужасом недавно обнаружил на одном сайте, что 9-ую Бетховена с Маркевичем ПЕРЕИЗДАЛИ!!! Казалось бы, а почему с ужасом?! Так переиздали снова на виниле!!! Спрашивается, ЗАЧЕМ? Для фирмы (не буду называть её) выпустить CD, которого вожделеют тысячи коллекционеров, плёвое дело. На ремастеринг уйдет максимум неделя, если не меньше, а прибыли у них будет от этого релиза КУЧА! Так нет же, выпустили на виниле... Ох, не понимаю я этого, граждане... В корне не понимаю... И ещё. Недавно скачал записи Дезормьера (французский дирижер). Скачивал наугад, даже не зная о таком, в принципе. И... О ЧУДО!!! Этот неизвестный француз (умер в середине 60-х) творил такие чудеса с музыкой Бизе и Дебюсси, как ни один именитый и сверхгениальнейший.... Тоже вопрос: почему так? Почему лавры достаются "дирижерам средней руки", а гении скромно сидят в тени и пряники жуют? Тоже загадка... Сколько же парадоксов в мире исполнительского искусства....
Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему... Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.
|
|
| |
Gtn | Дата: Понедельник, 22.06.2009, 00:17 | Сообщение # 10 |
Пользователь
Группа: Проверенные
Сообщений: 16
Статус: Offline
| Думается, что по-настоящему бизнесом звукозаписи руководят малокомпетентные люди. Для всего нужен талант. Как спрашивал Рихтер, слыша о новом движении - "а есть ли там гений?" Примерно такой же вопрос можно сделать универсальным очень во многих областях. Если делом (бизнесом) занимаются заурядные обыватели, то результат предсказуем. Они всегда будут смотреть на показатели массового спроса, а вовсе не стремиться его формировать как то...
Skipe - petergtn
|
|
| |
skass2007 | Дата: Понедельник, 22.06.2009, 00:51 | Сообщение # 11 |
Администратор
Группа: Administrator
Сообщений: 64
Статус: Offline
| Ну, Дезормьер все-таки не "неизвестный француз", а один из самых знаменитых дирижеров своего времени...
|
|
| |
Павел | Дата: Понедельник, 22.06.2009, 01:09 | Сообщение # 12 |
Администратор
Группа: Administrator
Сообщений: 28
Статус: Offline
| Вы его записи часто встречаете? Я - нет. Может, он и был одним из самых известных дирижеров своего времени, но я о нём только недавно узнал и чисто случайно.
Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему... Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.
|
|
| |
skass2007 | Дата: Понедельник, 22.06.2009, 01:40 | Сообщение # 13 |
Администратор
Группа: Administrator
Сообщений: 64
Статус: Offline
| См., например, о нем http://www.music-dic.ru/html-music-enc/d/2555.html Он дирижировал премьерой "Стального скока" Прокофьева, его постановка "Пеллеаса и Мелисанды" 1924 г. считалась эталонной, пианист Рихтер говорил, что лучше Дезормьера никто не исполнял "Арлезианку" Бизе и "Море" Дебюсси... Писал музыку ко многим фильмам. Один из самых известных французских музыкантов 20-х - нач. 50 годов.
|
|
| |
Павел | Дата: Понедельник, 22.06.2009, 02:22 | Сообщение # 14 |
Администратор
Группа: Administrator
Сообщений: 28
Статус: Offline
| Хм... спасибо за ликбез. Я полностью солидарен с Рихтером, ибо такого Бизе и такого Дебюсси я ещё не слышал. И у меня опять закономерный вопрос: почему так, как исполнил эти произведения Дезормьер, не может исполнить никто? В этом есть какая-то логика или в искусстве всё не логично?
Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему... Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.
|
|
| |
skass2007 | Дата: Понедельник, 22.06.2009, 03:25 | Сообщение # 15 |
Администратор
Группа: Administrator
Сообщений: 64
Статус: Offline
| Все нелогично, все таинственно, все непостижимо и необъяснимо...
|
|
| |
|
|